Святитель Бонифаций

Sep 02, 2011 20:15


Приведу житие святого Бонифация из "Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших Б":
Святитель Бонифаций, именовавшийся вначале Винфрид, родился в 672 году неподалеку от Эксетера, в западной оконечности Вессекса, одного из королевств англо - саксонского Семицарствия . Со своей ранней молодости он явил склонность к монашеской жизни. В семь лет он поступил в монастырь, вначале в Эксетере, затем в Нурслинге (Nursling), чтобы обучиться там как Священному Писанию, так и светским наукам. В результате блестящих занятий он был назван профессором, но образование в области грамматики и риторики не имело для него никакой другой цели, кроме как приготовления к пониманию Священного Писания. Опытный монах, он показывал также горячее усердие в наставлении и проповеди и мечтал следовать примеру Святых ирландских Монахов, которые оставляли свою родину с тем, чтобы странствовать и чтобы нести Благую Весть язычникам.
Вскоре после своего рукоположения в священники (716) он вместе с тремя компаньонами оставил монастырь в Нурслинге, чтобы присоединиться к миссии Святого Виллиброрда из Фризляндии (Willibroard von Frise, память 7 ноября), которая столкнулась с многочисленными препятствиями. Оттуда Епископ был вынужден вернуться в свой монастырь из-за языческой реакции, вызванной смертью Пепина Херстальского . Новые миссионеры столкнулись с теми же затруднениями и были вынуждены вскоре возвратиться в свой монастырь в Англию, где братья тепло приняли Винфрида и предложили ему заменить недавно скончавшегося игумена. Благодаря поддержке епископа Винчестерского, Святой смог освободиться от этого обязательства и приготовить новую миссию, осуществив предварительно паломничество в Рим (718). Папа Григорий II принял его с честью и, желая продолжать миссионерское делание своего знаменитого предшественника Григория I (память 12 марта), вручил Винфриду письмо-инвеституру (поручение) на обращение всех языческих народов Германии и присоединение их к римскому престолу . Чтобы подтвердить свою верность, Винфрид изменил свое имя на Бонифация (719).
После того, как Бонифаций быстро пересек Баварию и Тюрингию, он направился снова во Фризляндию, где Святитель Виллиброрд смог возвратить себе кафедру Утрехта. В течение трех лет он помогал старику восстанавить Христианство в этой стране. Но когда Виллиброрд предложил ему рукоположение в Епископа, дабы заменить его, Бонифаций ему ответил, что он имеет благословение на проповедь среди всех варварских народов и что для него сейчас самое время отправиться в те края Германии, которые еще мало обращены в христианство. Он углубился тогда внутрь страны, в регионы, находившиеся под господством франков, среди которых было распространено язычество. В Гессене, он начал с того, что основал монастырь Амёнебург (Amoenebrg), который стал полюсом притяжения и центром подготовки проповедников. Когда Папа узнал об успехах Бонифация, он его вызвал в Рим, где и посвятил его во епископа без предоставления епархии, под прямой властью римского престола (722). По возвращению в Гессен Святитель возобновил свои миссионерские походы и одержал яркую победу над язычеством, уничтожив дуб, посвященный богу Тор, который идолопоклонники почитали как поддерживающий небосвод. Видя, как он действует, толпа в ярости кинулась на него, но дерево вдруг согнулось как под невидимой рукой и развалилось на четыре куска пред ногами Святого. Бонифаций использовал деревесину этого дуба для строительства церкви, при которой он основал монастырь Фритцлар.
Благословив своих учеников на продолжение проповеди христианства в этих краях, Святитель отправился в Тюрингию (724), где начал свою проповедь также с основания мужского монастыря Ордруф около Готта и некольких женских монастырей. Чтобы организовать эти новые объединения на традиционных основаниях, он пригласил монахов и монахинь из Англии , которые распространили в этих краях не только евангельские обычаи, но и свет цивилизации. Получив от Папы Григория III (731) сан Архиепископа и посох, неутомимый Апостол начал свое делание в Баварии, самом большом краю Германии, который уже давно был обращен в Святую Веру усилиями мужественных проповедников, но пока еще был лишен устойчивой церковной организации. Там он хиротонсал четырех епископов: в Зальцбурге, Фрайзинге, Ратисбонне и Пасау, затем возвратился в Рим, чтобы сообщить Папе о результатах своей деятельности и получить новые благословения. По возвращению в Германию, снабженный Святыми мощами и рекомендательными письмами Папы, он посвятил Епископов в Гессене и в Тюрингии. Эта задача оказалась труднее, чем в Баварии, так как эти края не унаследовали римской административной организации, и в них не было настоящих городов, которые могли бы служить центрами епархий (741). Выполнив эту миссию к концу двадцати лет тяжелых трудов, он смог представить на одобрение нового Папы Захарии организацию новой Церкви. Чтобы закрепить этот итог, Святой решил основать большой монастырь в центре четырех стран, которые он евангелизировал - Фризляндии, Гессена, Тюрингии и Баварии. Этот монастырь символизировал бы единство Церкви Германии и мог бы служить для него местопребыванием. После долгих поисков ученик Стрюм нашел удобное место в густом лесу, пересеченном рекой Фульда, которая и дала имя основанному монастырю. Каждый год Святитель Бонифаций приходил туда, чтобы отдохнуть и обучить монашеским традициям монашеское братство, которое достигло четырехсот монахов после смерти Святого.
Несмотря на свой возраст и желание монашеского уединения, Бонифаций не прекратил, однако, своей деятельности. В 743 году он принял участие в большом германском церковном соборе, собранном в первый раз мажордомом Австразии Шарлеманем для того, чтобы урегулировать многочисленные проблемы, возникшие в Истинной Церкви в связи с реформами Шарля Мартеля и борьбой между аристократическими кланами. Эти расстройства в церковной организации открыли путь к возрождению язычества и влиянию многочисленных шарлатанов, которые использовали наивность народа. Там была подтверждена власть епископов, верных Святому Бонифацию, которые должны были заботиться о реформе духовенства, о соблюдении Святых Традиций и о борьбе против суеверий. Часть церковного имущества, захваченного дворянами, была возвращена, а недостойные прелаты - смещены. Эта реформа распространилась на всю Истинную Церковь и была подтверждена в церковном соборе в Суассоне, в 744 году. Бонифаций хотел завершить унификацию Истинной Церкви, обосновавшись в Кёльне, но сопротивление части духовенства и дворян помешало осуществлению этого проекта. В 747 году он получил место в Майнце, что в Эльзасе, Германия, и регион Трира, который оставался организованным согласно другим принципам, с большой независимостью по отношению к Риму, в то время как Саксония оставалась упрямо привязанной к варварским обычаям.
Шарлемань оставил трон, дабы принять монашество на горе Кассин (Cassin), и Святой Бонифаций в Суассоне благословил на царствование его брата, Пепина Короткого, тем самым торжественно положив начало династии Каролингов (751). С годами его апостольский жар не угас, и он намеревался идти продолжать евангелизацию непокорной Фризляндии. Поместив своего самого любимого ученика Святого Лулла (Lullus) на свое место в Майнце, он простился со своими друзьями и, пророчески взяв с собой саван, сел на судно на Рейне. Проведя зиму в Утрехте, в монастыре, которым руководил один из его учеников, Григорий, с приходом весны он предпринял свою миссию в самых северных регионах страны. Неплохо встреченные населением, проповедники крестили некоторое число язычников. Но 5 июня 754 года, в то время, как они готовились к конфирмации, вооруженная и вопящая толпа кинулась на расположении их лагеря. Слуги и спутники Святого попытались вооружиться, чтобы оказать сопротивление, но Бонифаций направился в центр схватки и, убеждая своих товарищей не воздавать злом за зло, воскликнул: «Вот и настал, наконец, столь желанный день. Время, назначенное для нашего освобождения, приближается. Укрепимся о Господе, примем Его решение, возблагодарим Его и доверимся Ему. Он уже освободил ваши души!» Бешенство варваров только было удвоено.
Одни из них размахнулся своей шпагой, дабы рассечь рукопись, которую Святой поднял, чтобы защищаться, и расколол ему череп. Варвары истребили пятьдесят два компаньона и рассекли ударами шпаг и топоров реликварии-ковчежцы и книги, которые были единственным сокровищем миссионеров. События проистекали неподалеку от современного города Доккум (Dokkum), что в Нидераландах.
Христиане пришли затем, чтобы собрать их останки, и прах Святого Бонифация был перенесен в Майнц, затем оттуда, в соответствии с просьбой Святого, - в Фульду, которая стала центром паломничества и символом единства Церкви в Германии.
Источники:
http://www.bistum-fulda.de/
см. также:
Википедия: Святой Бонифаций
Православие.ру: Святой Бонифаций - Апостол Германии
Православие.ру: Ранняя Церковь в Нидерландах
Холодюк Анатолий Святой Бонифаций, христианизировавший германцев
Святой Бонифаций - Апостол Германии, из книги А.В.Рябова "История Германии" (Москва, издательство "Вече", 1998г, стр.78):
Святой Бонифаций, покровитель Утрехта
Deutsche Welle: Святой Бонифаций

Греческие вариант икон можно посмотреть вот тут http://www.allmercifulsavior.com/icons/Icons-Boniface-Apostle.htm
Витражи, статуи и прочее вот тут http://www.flickr.com/search/show/?q=Bonifatius&w=17923538%40N05&z=m&ss=2

И пару витражей и изображений размещаю ниже:


 
 
 




 

июнь, святитель, Германия, VIII век

Previous post Next post
Up