СВЯТИТЕЛЬ ЛЮДГЕР (ЛИУДГЕР) ЕПИСКОП МЮНСТЕРА.

Aug 16, 2011 20:49




Статуя - реликварий с мощами святителя Людгера в соборе Св. Павла в Мюнстере.

Мария Каменкович "Очерки о немецких святых".

Людгер (Лиудгер) (ок. 744 - 809 г.) - епископ Мюнстера. Уроженец одной из самых влиятельных семей Фризии, в противостоянии франков и фризийцев взявших сторону первых и рано принявших христианство. Получил образование в монастырской школе в Утрехте при св. Бонифации, а затем продолжил образование в Йорке у знаменитого богослова и ученого Алкуина, одного из советников Карла Великого.


Именно Алкуин посоветовал Людгеру (тогда уже диакону) вернуться в остававшуюся тогда по большей части языческой Фризию и посвятить себя миссионерству. Тот последовал совету и в течение нескольких лет проповедовал в отдаленных уголках Фризии и Вестфалии, причем в самом начале он был послан правящим епископом не куда-нибудь, а в Доккум - место, где не так давно (в 754 г.) был убит св. Бонифаций, которого молодой миссионер как-никак сподобился увидеть еще при его жизни. В 777 г., уже приняв священный сан, Людгер построил в тех краях несколько церквей, и в том числе в Доккуме. Семь лет он трудился среди местных жителей, и, казалось, церковная жизнь начинала налаживаться, но в 784 г. на вверенную ему область напали саксы-язычники под предводительством Видукинда. Священники были изгнаны, церкви разрушены, плоды христианской проповеди уничтожены: фризийцы присоединились к саксам и снова выступили против христиан, которые отождествлялись у них с нелюбимыми франками. Людгер уехал в Рим, где получил благословение папы Адриана, а оттуда - в монастырь Монте Кассино, где в течение двух лет на практике изучал бенедиктинский монастырский устав. За это время саксы потерпели поражение от Карла Великого, Видукинд волей или неволей принял христианство, и Людгер смог вернуться. По возвращении он восстановил разрушенные церкви и снова взялся за проповедь в порученных ему победоносным Карлом Великим пяти областях, обращенных императором в христианство самыми простыми средствами - огнем и мечом. Население этих областей еще не оправилось от жестокостей Карла, а Людгер с его кротостью и мягкостью явил собой ощутимый контраст. Он помогал, утешал, учил, входил в положение… и в итоге вызвал любовь и уважение местных жителей. Ему удалось в конце концов обратить ко Христу даже упрямых обитателей острова Фарзикланд, где находилось главное языческое капище фризийцев, так. что остров был переименован в Гельголанд (новое название означало «Земля святого»). Успехи Людгера не укрылись от глаз императора, и тот решил было посадить его на епископскую кафедру в Трире, однако святой попросил его послать вместо этого в Саксонию. Его желание было удовлетворено, и около 804 г. Людгер получил епископскую кафедру в Мимигардефорде, где построил собор, несколько монастырей и около сорока приходских церквей. Этим монастырям город обязан своим теперешним именем (Мюнстер, то есть «город монастырей»). Строительные заботы не отвлекли его от главного дела - миссионерства: он постоянно объезжал вверенные его пастырской заботе земли, крестил, учил, проповедовал язычникам-саксам, раздавал милостыню. Об успехе его проповеди Евангелия свидетельствует сохранившееся от тех времен саксонское стихотворение «Heiland», т. е. «Спаситель», где делается попытка увязать христианское учение с германской традицией. Легенда сообщает, что недоброжелатели Людгера то и дело писали на него доносы Карлу Великому, жалуясь не на что-нибудь, а на чрезмерную щедрость при раздаче милостыни, в ущерб заботе о благолепии строящихся церквей (а Карл о пышности и красоте храмов как раз особенно заботился). Наконец, император вызвал Людгера к себе для объяснений, но, когда его вызвали пред очи Карла, Людгер предложил посланцу монарха обождать, пока он не закончит молитву. Трижды посылал Карл за Людгером, и трижды епископ отговаривался необходимостью закончить молитву. На четвертый раз святой, наконец, закрыл бревиарий и уважил императора. Рассерженный Карл потребовал объяснений, за которыми Людгер в карман не полез, - ведь у земного императора нет приоритета перед Небесным, сказал он, как же я мог прервать аудиенцию с Небесным ради земного? Карлу ответ очень понравился, он проникся к святому еще большим уважением, чем прежде, вменил все наветы ни во что (а, возможно, воспринял их как похвалу?) и продолжал благоволить к Людгеру до самой его смерти 26 марта 809 г. День своей смерти святой предсказал заранее, и при том в этот самый день успел еще совершить мессу и прочесть две проповеди.

От себя добавлю, после преставления святителя между жителями городов Мюнстер и Верден возник спор - в каком городе должны почивать  мощи святителя Людгера. Брат Св. Людгера святитель Хильдегрим Шалонский  после консультаций с императором решил спор в пользу Вердена, где святыня почивает и доныне. Правда впоследствии частицы мощей были перенесены в Мюнстер и Биллербек.

День памяти св. Людгера - 26 марта старого стиля / 8 апреля нового стиля.

Дополнительно о Св. Людгере + список литературы можно найти здесь.

Вестфалия, Голландия, святитель, IX век, март, Северный Рейн-Вестфалия, Германия

Previous post Next post
Up