К началу ХI века при святом благоверном короле Эдуарде Исповеднике Английское христианское королевство достигло зенита своего расцвета. На население в 1,5 млн. человек приходилось по меньшей мере 10000 храмов. Влияние христианской Англии простиралось от Норвегии (где сын Английской церкви король Олаф - „Покровитель Норвегии", принял в 1030 году мученичество за Христа) до Эфеса (где в результате видения королю Эдуарду была обнаружена пещера Семи Спящих Отроков); от Новгорода (где благочестиво правила дочь Английской церкви шведская принцесса святая Анна Новгородская) до Рима (где целый квартал был назван „Иль Борго Саксоно" в честь английских паломников, останавливавшихся в этом квартале.
(Об успехах Английской церкви говорит тот факт, что в 9 веке английские миссионеры обратили в христианство Голландию и часть северной Германии. А еще сто лет спустя, при короле Альфреде Великом, оправившись от нашествия викингов, английские миссионеры приступили к христианизации самих завоевателей -- Норвегии и Швеции и делали это весьма успешно).
Через одно поколение, однако, вся эта величественная духовная постройка лежала в развалинах в результате Нормандского нашествия 1066 года. Последний англо-саксонский король, которого Православная Церковь признает православным кафолическим христианином, был убит, его тело было разрублено на части торжествующими нормандцами, а душа „анафемствована" Папой. (Тут надо пояснить, что Английская церковь фактически все время своего существования развивалась несколько обособленно и отказывалась выполнять множество решений римских пап. Например в Англии до конца 11 века игнорировали решение об обязательном целибате. В 11 веке отношения совсем накалились. Соответсвенно Английские епископы не приняли решения Рима о разрыве с православием и тех анафем ято наложил на него Папа, поскольу к тому времени уже фатикчески находились в разрыве с Римом. Однако, после завоевания нормана Вильгельма Английская церковь почти полностью вернулась под контроль Рима и до 16 века сохраняла римский обряд с редкими исключениями). Храмы были разрушены; святыни поруганы и сожжены; английские епископы заменены французскими католиками; литургическая практика, все церковные и культурные традиции были уничтожены; даже английский язык был запрещен и заменен французским. Земли крестьян были опустошены и конфискованы. Священников под влиянием Папы заставили развестись со своими женами, которые вместе с детьми вынуждены были просить подаяние. Каждый из пяти англичан был убит. Каждый из ста (включая цвет аристократии) эмигрировал - главным образом в Константинополь...
... только в последнее время стали проясняться масштабы трагедии: религия и культура целого народа преданы были насильственной смерти, ибо, как сказал один историк, „в результате только одного дня битвы (14 октября 1066 г.) Англия получила новую королевскую династию, новую аристократию, практически новую церковь, новое искусство, новую архитектуру и новый язык".
... Как могла произойти эта трагедия, не имеющая до той поры прецедента в средневековой европейской истории?
„За несколько лет до нашествия нормандцев,- писал англо-ирландский историк Уильям Малсбери,- любовь к литературе и религии пришла в упадок. Малообразованные клирики с трудом и запинанием произносили слова священных молитв; человек, знающий грамматику, был предметом всеобщего удивления. Монахи пренебрегали уставом, одеваясь в роскошные одежды и услаждаясь разнообразными и изысканными яствами. Знать, предаваясь роскоши и разврату, не ходила регулярно утром в церковь, как следует христианам, но только от случая к случаю приглашала на дом какого-нибудь священника, который торопливо совершал утреню и литургию для этой знати в перерывах между ласками их жен. Простые люди, не имеющие никакой защиты, становились жертвами людей знатных, которые увеличивали свои богатства, захватывая их имущества и земли и продавая их иностранцам (хотя по натуре своей эти люди, пожалуй, более были склонны присваивать все это себе). Пьяные оргии ночи напролет были делом обычным. Грехи, Сопутствовавшие пьянству, расслабляли и душу и ум".
Расплата за эти грехи была предсказана в видении умирающему королю Эдуарду Исповеднику в 1065 году. „Только что,- сказал он, - передо мной стояли два монаха, которых я когда-то хорошо знал в дни моей молодости в Нормандии,- люди большой святости, давно уже отошедшие от земных забот ко Господу. Они передали мне послание от Бога: „За то, что люди,- сказали они,- достигшие высочайшего положения в Английском королевстве, - графы, епископы, аббаты и члены священных орденов, являются не теми, за кого выдают себя, но, наоборот, являются слугами дьявола, за это Бог через один год и один день после твоей смерти предаст все это проклятое Богом королевство в руки врагов, и дьявол пройдет по этой земле огнем и мечом и всеми ужасами войны". „Тогда,- ответил я тем святым мужам,- я расскажу народу о Божием приговоре и люди покаются, и Бог помилует их, как пощадил Он ниневетян". „Нет,- ответили те святые мужи,- не покаются они; и Бог не помилует их...".
Владимир Мосс
"Крушение православия в Англии"
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Moss_KrahPravosl.php