Действует ли "Декларация" 1927 года?

Oct 24, 2008 16:43



Послание Митрополита Сергия (Страгородского) и временного Синода от 16(29) июля 1927 года, получившее в литературе наименование "Декларации" о лояльности советской власти, является одним из самых двусмысленных, противоречивых и опасных документов в истории Русской Церкви. Составленное в недрах ОГПУ под непосредственным руководством Евгения Александровича Тучкова, это Послание по замыслам его подлинных авторов должно было послужить поводом для окончательного разрушения Русской Православной Церкви.
В документе прослеживаются 2 смысловые линии. Первая - восстановление Патриаршего церковно-административного центра. Вторая - формулировка отношения к большевицкой "власти". Обе эти линии сразу же стали объектами критики со стороны значительной части Епископата, клириков и мiрян.
Священномученик Пётр (Полянский), Митрополит Крутицкий, писал Митрополиту Сергию в декабре 1929 года:"Долг и совесть не позволяют мне оставаться безучастным..., побуждая обратиться к Вашему Высокопреосвященству с убедительнейшей просьбой исправить допущенную ошибку ( т.е. "Декларацию" - А.П.) , поставившую Церковь в унизительное положение, вызвавшее в ней раздоры и разделения и омрачившее репутацию её предстоятелей.Равным образом прошу устранить и прочие мероприятия, превысившие Ваши полномочия" (Акты...с 681).
Ранее, 14 (27) сентября 1927 года Владыки, заключённые в Соловецком концлагере, осудили Послание в том числе потому, что в нём " мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и государства" (Акты...с. 316).
Именно эта мысль , как считали  несогласные с Посланием, есть сущность " сергианства" как уклонения от Православного учения о Церкви. Очень чётко "сергианство" определяется в трудах Священномученика Виктора (Островидова). "Божия Христова Церковь приспособляется на служение интересам, не только чуждым ей, но и даже совершенно не совместимым с ея Божественностью и духовной свободою...
...Церковь Христова по самому существу своему никогда не может быть какою-либо политической организацией, а иначе она перестаёт быть Церковью Христовой, Церковью Божией,Церковью вечнаго спасения. И если ныне через это "воззвание" Церковь объединяется с гражданской властью, то... здесь совершён и величайший грех отречения от Истины Церкви..." (Акты...с. 343).
Ярославские Архиереи, обратившиеся к Митрополиту Сергию 24.01 (6.02) 1928 года, говорили о том же:"В своём обращении к чадам Православной Церкви 29.07.1929... Вы в категорической форме объявляете такую программу Вашей будущей руководящей деятельности, осуществление которой неминуемо принесло бы Церкви новые бедствия...По Вашей программе начало духовное и Божественное в домостроительстве церковном всецело подчиняется началу мiрскому и земному; во главу угла полагается не всемерное попечение об ограждении истинной верыи христианского благочестия, а никому и ничему не нужное угодничество "внешним"..." (Акты..., с 573).
Священномученик Епископ Николай (Голубев) выразил в 1929 году отношение к "Декларации" широких церковно-общественных кругов:" "Вш успех" - эти его слова я считаю успехом соввласти в борьбе с религией... "Ваша радость - наша радость .." борьбу с религией считаю не радостью , а горем, и также его слова "помолимся о предержащей власти", " да поживем в мире и благочестии". Никак это выражение не может увязаться с религиозными чувствами..."( Дамаскин, с. 422).

"Декларация" привела к разделениям в Русской Церкви, которые по милости Божией врачуются ныне.
Какова же судьба "Декларации" как юридического документа в наши дни?
Первый раз Московская Патриархия нарушила букву и  дух "Декларации" в 1991 году, когда Патриарх Алексий прекратил поминовение властей предержащих ( советских) за Богослужением ( август 1991 года). В этом же году, чуть раньше, Патриарх высказался о документе так:"неправда замешана в его (м. Сергия) Декларации" и что в ней налицо «подчинение Церкви интересам государственной политики» («Известия», 10.06.1991). Как видно, Первосвятитель смотрит на дело более жёстко, чем даже Св.Пётр (Полянский) - Местоблюститель говорил только об ошибке , а нынешний Патриарх - о неправде.
В 1993 году Патриархия ещё раз отмежевалась от "Декларации", когда Патриарх Алексий пригрозил анафемой властям предержащим за кровопролитие.
Наконец, в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял "Основы Социальной Концепции", в которых говорится следующее:
"III.3. Во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ. Церковь основана непосредственно Самим Богом - Господом нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии.
III.5. Имея различные природы, Церковь и государство используют различные средства для достижения своих целей. Государство опирается в основном на материальную силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства пасомыми и для приобретения новых чад.  Церковь непогрешимо проповедует Христову Истину и преподает людям нравственные заповеди, исходящие от Самого Бога, а потому не властна изменить что-либо в своем учении. Не властна она и умолкнуть, прекратить проповедование истины, какие бы иные учения ни предписывались или ни распространялись государственными инстанциями. В данном отношении Церковь совершенно свободна от государства... Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах.  Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению."
Таким образом Московская Патриархия ОТВЕРГЛА то, что Новомучениками и Зарубежной Церковью именуется "сергианством". О чём Зарубежная Церковь поведала в Посланиях 2000-2004 годов. В Послании 2004 года говорится:"

В 2000 году Архиерейский Собор в Москве принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» в которой определяется норма церковно-государственных отношений, по существу обличающая Декларацию и объявляемый ею курс. Среди прославленных в том же году Новомучеников российских, были и те, кто обличали Декларацию и не приняли курс митрополита Сергия, но продолжали - также как Русская Зарубежная Церковь - поминать митрополита Петра как главу Русской Церкви."
Некоторые сетевые "зарубежнокатакомбники" прибегают к нечестным уловкам, чтобы опровергнуть позицию канонической Зарубежной Церкви Митрополитов Лавра и Иллариона и навязать и нам, и зарубежным братьям мёртвое уже восьмой год "сергианство".
Так например, на раскольничьем портале "Вертоградъ" мы с удивлением читаем следующий пассаж:"

Таким образом, авторы Послания (РПЦЗ 2000 года) делают вид, что не знакомы с отзывами Новомучеников Российских о Декларации митр. Сергия, и представляют дело так, будто в ней шла речь об отношении Церкви к Советской власти. Но это ведь позиция не Новомучеников, а самого митр. Сергия. Митр. Сергий в Декларации использовал тезис о лояльности к Советской власти, чтобы самому захватить власть в Церкви. Для этого он возвел на Новомучеников возмутительную ложь, что они не подчиняются ему, потому что они антисоветчики. А Послание принимает эту ложь за истину! Митр. Сергий никогда и нигде не учил о подчинении Церкви государству. Напротив, он считал, что мудро использовал государство в своих целях. И точно так же руководство патриархии считает до сих пор".

http://vertograd.narod.ru/1100/tema08.htm
"Митр. Сергий никогда и нигде не учил о подчинении Церкви государству.", пишут лже-ревнители, возводя хулу на Новомучеников Соловецких. Новомученики-то недвусмысленно писали:"Мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена (Митр.Сергием - А.П.) в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и государства"... Тут прав кто-то один - или Новомученики, или лже-ревнители с "Вертограда". Наверное, для всех, у кого не сожжена совесть, ясно, кто прав.
Итак, "Декларация" 1927 года не действует более 8 лет. Новомученики, не принявшие её, прославлены , а Св.Виктор (Островидов) явил и нетление св.Мощей. Что же до Митрополита Сергия (Страгородского),то следует нам подражать Св.Кириллу (Смирнову) и Митрополиту Антонию (Храповицкому), сугубо молившимся о помиловании его Господом Вседержителем, Коему Слава во веки веков.

Новомученики

Previous post Next post
Up