В 1925-1936 годах Ватикан проводил политику усиленного давления на Югославию, с целью принудить её к подписанию "конкордата". Современный исследователь Неманя Клайич пишет об это так:
"Римо-католический клир стремился получить самое удобное положение в Королевстве СХС, используя все возможные способы давления на него, в результате чего Югославия вынуждена была уступить. «Конкордат, который давал привилегии католичеству, являлся законной основой для полного мира и прозелитизма. Исходя из этих причин, а именно с целью создания единственного Конкордата между Королевством СХС и Ватиканом, была составлена комиссия, создание которой явилось решением этой проблемы»
[43]." (
http://www.bogoslov.ru/text/257795.html).
Премьер-министр Милан Стоядинович, фактически управлявший страной после убийства Короля-Мученика Александра ( два остальных регента были декоративными фигурами), в 1937 году внёс в Народную Скупщину на ратификацию проект конкордата. Св.Николай Сербский энергично протестовал.
Из обращения Св.Николая (Велимировича) к посланникам Народной Скупщины Королевства Югославия, 19 июля нст 1937 года:
"Дорогой господин (имя)!
В нынешний момент, когда Ваша совесть колеблется относительно решения вопроса о проекте договора с римским папой, я считаю своим долгом обратиться к Вам с несколькими словами.
Святой Архиерейский Собор, после многих протестов, совещаний и объяснений, принял решение о применении церковно-канонических мер против тех членов Сербской православной церкви, которые вопреки всему помогали и содействовали внедрению этого договора, который даёт огромные права и полномочия одной интернациональной организации верующих во вред нашей Святосавской национальной церкви. Мне будет очень жаль, если мне придётся применить эти меры против Вас и Вашего дома.А я должен буду применить их в полном объёме. Сейчас всё зависит от Вас:всё в Вашей власти.Не бойтесь "партийной дисциплины", существуют более старые и сильные дисциплины, сербско-народная и церковно-православная. Они более жизнеспособные, чем партийная.
Я пишу Вам это ещё и потому, что имею побуждение от нашего сербского народа, который в Вашем избирательном округе, как и во всей стране, единодушно противится этому катастрофическому договору с князем одного интернационала..."
(Манойлович-Пинтар О. Ещё раз о конкордатском кризисе.Београд, Токови историе,№1-2, 2006, с.166-167, перевод А.Поповкина.)
Н. Клайич далее пишет: "Конкордат был опасен как для государства, так и для народа, а в особенности для тех, кто жизнью расплатился за него. Событие, которое предшествовало созданию Конкордата, получившее наименование «Кровавый крестный ход», было лучше всего описано митрополитом Загребско-Люблянским Досифеем в телеграмме епископу Жичскому Николаю ( т.е Велимировичу). «Сегодня около 6 часов, - писал митрополит, - жандармерия перед Кафедральным Собором и на улице палками напали на крестный ход, который шел по улицам Белграда для молитв о выздоровлении Его Святости. Народ был дико избит, церковный флаг был изодран, владыка Шабачский был избит милицейской палкой и окровавленный лежал на улице, крестный ход вернулся. Святой Синод телеграммой выразил недовольство королевскому Наместнику и Председателю Скупщины, требуя, чтобы Королевская Скупщина приняла на себя ответственность за такое грубое попрание установленных и законных прав и свободы Сербской Православной Церкви, снимая с Церкви ответственность за дальнейшие последствия. В честь траура было решено вывесить на всех белградских церквях черные флаги». «Кровавый крестный ход» запомнился как преступление против Православной Церкви, как и четыре загадочные смерти (Патриарха Сербского Варнавы Росича, Его двух братьев Алексы и Уроша и Генерала Воислава Томича), которые случились во время и после этого неприятного события перед Кафедральным Собором 19 июля 1937 года в Белграде"
После "кровавой литии" Св.Николай написал открытое письмо католическому ксендзу Корошецу, который был министром внутренних дел в правительстве Стоядиновича и одним из виновников избиения. Епископ Артемий (Радосавлевич) рассказывает об этом так:". Помимо прочего известна его телеграмма и Открытое письмо «Господину Антону Корошцу, министру внутренних дел» (август 1937 года), в котором он пишет о «полицейском волчьем нападении 19 июля на мирный православный крестный ход перед Соборной церковью в Белграде», о гонениях и арестах многих невинных православных священников и верующих по всей Югославии. Победа в этой борьбе и поражение конкордата во многом были заслугой святителя Николая, что получило широкий отклик в верующем народе."(
http://www.svetisrbi.ru/niksrb1.htm)
И всё же -хотя Скупщина проголосовала "за" ратификацию, конкордат не был принят Сенатом и не вступил в силу, а в 1938 году сам Стоядинович отозвал его проект из Скупщины. Но в 1937-1938 году действовало отлучение, наложенное Святителем на депутатов-экуменистов.
Это была победа Святителя Николая Сербского над экуменическими заблуждениями и Ватиканом!
В 1939 году св.Николай писал о том, что правый (настоящий) серб "в косовской традиции означает православный христианин".(Святой Николай Сербский.Кассиана.Повесть о христианской любви.Статьи, проповеди. СПб, Знаки, 2000, с. 145) То же можно отнести и к любимому Владыкой русскому народу. Аминь.