http://navoine.ru/al-qaeda-training-timbuktu.htmlАль-Каида в странах исламского Магриба (АКИМ) превратила двухэтажное здание на окраине древнего города Тимбукту в передовой учебный центр, который работал до тех пор, пока не был разрушен в результате французского авиаудара три недели назад.
Америка и ее союзники всегда старались помешать Аль-Каиде в создании и эксплуатации постоянных, специализированных учебных лагерей. После нескольких лет усилий они были близки к тому, чтобы искоренить любые центры такого рода.
Первоначальная сеть тренировочных лагерей Усамы бен Ладена в Афганистане была полностью разрушена после 11 сентября. Затем кампания ЦРУ с применением беспилотников помешала ее полному воссозданию по ту сторону границы в Пакистане.
Но в Тимбукту АКИМ удалось бесперебойно эксплуатировать этот учебный центр около девяти месяцев. Кроме того, группировка осознанно последовала примеру лагерей бен Ладена в Афганистане в 1990-х, так же, как и он, набирая добровольцев по всему мусульманскому миру и накопив в своем лагере в Тимбукту многонациональный массив новобранцев.
Кроме малийцев, там были пакистанцы, алжирцы и мавританцы. Но самый большой контингент иностранных рекрутов состоял из нигерийцев, все из которых были членами “Боко харам” - особо жестокой группировки, ответственной за гибель тысяч людей. Их присутствие подтверждает заявления нигерийского правительства о том, что АКИМ заключила стратегический альянс с “Боко харам”.
Когда в марте прошлого года АКИМ захватила Тимбукту, группировка заняла объекты, оставленные силами безопасности Мали. Местная штаб-квартира полувоенного подразделения Национальной жандармерии вскоре превратилась в учебный лагерь.
Фараж Мухаммед Арби, 30-летний житель Тимбукту, работал на объекте поваром и уборщиком. Он был свидетелем того, как здание и прилегающий к нему участок, окруженный по периметру забором с колючей проволокой, стали центром для новобранцев АКИМ. Они ели, спали и тренировались в бывшей Жандармерии, превратив некоторые из ее комнат в общежития.
- Каждый день сюда прибывали новые рекруты: возможно, один-два человека в день или больше, - рассказал Арби.
Контролировал процесс тридцатилетний алжирский командир по имени Абу Харит. Его заместителем был другой алжирец - Абу Хамза - который отвечал за обучение обращению с оружием, возможно, потому что он был бывшим солдатом армии своей страны.
Пакистанец по имени Амир надсматривал за вооружением, которое включало в себя тяжелые пулеметы, а также автоматы АК-47. АКИМ, как правило, использует Тойоту Лэндкрузер или другие полноприводные автомобили для пересечения Сахары. Задача Амира заключалась в креплении тяжелых пулеметов на эти транспортные средства.
По словам Арби, лагерь просыпался вскоре после 4 утра, и день начинался с молитвы в 5. После этого новобранцы и командиры собирались вместе для физических упражнений, одетые в военную форму типа “пустынный камуфляж”. С АК-47 наперевес они пробегали пять кругов вокруг ограды по периметру лагеря. Затем Абу Харит или его заместитель наблюдали за тем, как новобранцы делали по двадцать отжиманий на песке.
После этого сеанса - и следующей молитвы в 7 утра - рекруты отправлялись упражняться в стрельбе в песчаных дюнах позади Жандармерии. Примерно в 11 часов утра они оттачивали свое искусство стрельбы из АК-47 и тяжелых пулеметов.
Затем новобранцы получали перерыв до следующей молитвы в 12.30. После этого они обедали спагетти или рисом, приготовленными Арби. Вторая половина дня посвящалась формальным урокам, и некоторые комнаты Жандармерии превращались в классы. Предметы включали религиозное обучение и идеологическую обработку, и новобранцам раздавали типичные школьные учебники с упражнениями.
После молитв в 4 и 7 вечера рабочий день заканчивался. Более опытным рекрутам затем вверялась задача несения ночного караула у центра. Благодаря подробному расписанию смен, никто из рекрутов не стоял в карауле дольше часа, что минимизировало их время бодрствования.
Сегодня здание Жандармерии стоит в руинах, разрушенное до основания двумя французскими бомбами. Но Арби сказал, что командиры АКИМ очень быстро поняли, что их учебный центр станет мишенью.
После первых же французских воздушных налетов 10 января они эвакуировали здание Жандармерии и разместили своих рекрутов в других местах в Тимбукту.
Когда центр благополучно опустел, Абу Харит зажег в здании весь свет, предположительно, чтобы отвлечь французов от более важных целей. Французские военно-воздушные силы, как и надлежит, проглотили приманку и сровняли Жандармерию с землей.