Про Витаутаса Ландсбергиса

Jul 14, 2023 06:11


В этом есть наверное что-то не очень нормальное - но я очень люблю читать о том как нас ненавидят. Точнее, как нас ненавидит всякая мразь. Вот, девяностолетний профессор Витаутас Ландсбергис /в сокращении/…

Профессор Ландсбергис говорит, что путинизм - это сталинизм в новом обличии. Значат ли его слова, что причины сегодняшней войны - порождение большевистской идеологии и большевистских методов, или всё же корни глубже, - в многовековой истории России?
«И так, и так, - отвечает Витаутас Ландсбергис. - Есть и очень глубокие корни, но сегодняшние всходы этих корней обнажили вредную, несостоятельную идею исключительности России… И как будто эта мнимая исключительность даёт право на насилие… Это является и версией коммунизма тоже. Коммунизм - это была идеология насилия во имя добра в будущем: позволительно уничтожить половину людей, чтобы вторая половина была счастлива. Не видя альтернатив, не видя других возможностей, - а только эту одну, которая указана «аятоллой». И тогда всем хорошо - и ему, и этим послушным и верующим, так сказать. Вот там насаждается и уже насаждена вера в эту исключительность, и из этого вытекает изоляционизм. Россия изолировалась от остального мира. Она поддерживает там какие-то дружественные, выгодные для неё (или спасительные для неё) связи с Китаем, мечтает о дружбе с Индией, вот с Ираном сейчас пошли общаться… Ну, два «аятоллы» - московский и тегеранский. Может, они чувствуют какую-то духовную близость, родство. Ну, и их народы отчасти поддались этому. Приняли такую версию понимания мира, что «мы не только лучше других, но у нас есть божественное предназначение». И что ничего выше нет, Бога - нет. А раз Бога нет, то всё дозволено. Знаете, Смердяков это сказал: „Раз Бога нет, всё дозволено“».
Упомянув роман Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», Витаутас Ландсбергис предвосхитил вопрос о роли русской культуры в нынешней трагедии. Он против того, чтобы без какой-либо дифференциации обвинять в происходящем всю русскую культуру.
«Ну, наверно, никакая культура не является однородной, монолитной, - говорит профессор. - В культурах есть двойственность, есть и зло, и добро. К сожалению, очень многие деятели русской культуры оказались империалистами. Империалистами, которые подвержены сумасшедшей идее превосходства, которая им позволяет всё. И они это как будто должны выполнить. Так, как радикальные мусульмане готовы вырезать всех «неверных». Ведь были такие кличи: «Бей жидов - спасай Россию». Этот фашизм родился в России, а не в Германии. «Бей жидов - спасай Россию», - потом пришли большевики: «Бей буржуев - спасай пролетариат»... Кого-то «бей», а кого-то этим вроде бы спасёшь. На самом деле, тут уже ошибка: убивая другого, ты убиваешь сам себя. Человека в себе убиваешь. Ну, останешься каким-то двуногим существом, но любое ли двуногое существо - человек? Динозавры тоже ходили на двух ногах, но мы их не считаем людьми».
…Путинская война привела к тому, что слово «русский» стало в мире синонимом агрессии, вражды и бесчестья. Из одной газетной публикации в другую, из одного поста в интернете в другой кочуют фразы: «русские убивают», «русские напали», «русские терроризируют»… Но из-за этого неуютно чувствуют себя даже те русские люди, которые никак не связаны ни с Кремлём, ни с российской армией, ни вообще с Россией. Не является ли акцентирование этнического происхождения человека в данном контексте языком вражды - hate speech?
«Да. Но это возвращает нас ко временам Саюдиса, - говорит Витаутас Ландсбергис. - И я был причастен к этой политике и к этой идеологии. Мы принципиально избегали такого огульного осуждения и русских, и вообще любой нации. Хотя были охотники нас огульно осуждать: вот литовцы то-то-то-то-то! Погодите, товарищи, какие «литовцы»? Ну, скажите хотя бы «некоторые литовцы», - и мы согласны так смотреть на вещи. Ну, есть среди русских подлецы и убийцы, и людоеды. Есть и Чикатилло, да? Но мы не примем установку, что все русские - это чикатиллы. Но руководители России добивались такого разделения: «наши» - и «плохие». А «наши» - это русские. И вот во имя «наших» «наши» идут и убивают и топчут всех других, которые не «наши». Не «наш» - это враг».
У жителей Литвы, переживших январь 1991 года, слово «наши» наверняка до сих пор ассоциируется с печально знаменитой одноимённой телепередачей российского журналиста Александра Невзорова. Тогда он занимал сторону советских ура-патриотов и воспевал «подвиги» рижского и вильнюсского ОМОНа.
В последние несколько лет Невзоров занял противоположную - радикально антикремлёвскую позицию. А в одном из своих недавних стримов сказал о Литве следующее:
«Да, у меня долгие и сложные отношения с этой страной. Могу сказать, что меня призывают извиниться перед Литвой. Я не буду, конечно, извиняться - ну что за детский сад с извинениями? Слишком серьёзный вопрос, чтобы решить его каким-то извинением. К тому же, то клеймо ада, которое у меня есть на лбу, - оно всё равно никакими извинениями не стирается. Поэтому пусть я лучше буду мужественно это клеймо носить на лбу. Но если я интересен и нужен Литве как союзник и друг, - вот он я! Всё, что она делает сейчас, меня восхищает - и своей прямотой, и своей политической точностью и грамотностью. У неё великолепная внешняя политика на данный момент. Если я нужен зачем-то Литве, она меня примет и с моей страшной печатью».
Профессор Витаутас Ландсбергис не спешит записывать Александра Невзорова в число «нормальных русских»:
«А вот я не знаю, нормальный ли он русский. Это ещё не известно. Я ещё не услышал от него слова покаяния. Он признаёт, что он был на неверном пути, что он совершал зло. Как будто бы так… Был такой слух - до меня дошла информация, - что он хотел бы со мной встретиться. Но, может быть, это только слух, это неправда. Я сказал: «Ну что ж, будем ждать новостей, если он действительно захочет». Можно даже встретиться и спросить его, как он сейчас смотрит в глаза людям и тем своим, которых он повёл на преступные действия».
…А надеется ли профессор Ландсбергис, что всё-таки придёт время, когда его книга на русском языке появится в книжных магазинах Москвы?
«Будет ли когда-нибудь время, когда Москва будет нормальным городом нормальных людей? - отвечает он вопросом на вопрос. - Хотелось бы, но никакой уверенности нет. Может быть, ещё до этого Москва будет стерта с лица земли, если не будет другого выхода. Может быть и так, что её не станет, поскольку она выглядит несостоятельной, чтобы существовать в мире сотрудничества между народами и государствами. Если она не состоятельна для сотрудничества, а готова лишь для противоборства, с жаждой овладеть, повергнуть, - то будет так: или - или. Или вы - или мы. А если не «мы» (то есть не Россия), то тогда её спишут. Её спишут, она сама себя списывает! Я не уповаю на это. Я просто смотрю из очень далёкой перспективы - с того места, где я уже скоро буду. Я оттуда буду наблюдать. Ну, и буду наблюдать - есть ещё Москва или нет?».

Для тех кто не в курсе - профессор Ландсбергис до того как стать отцом литовской независимости, русофобом и депутатом Европарламента работал… преподавателем научного коммунизма. То есть говоря потом пришли большевики он забывает упомянуть что он был одним из них. Годами он срал людям в мозги единственно верным учением про светлое будущее - а потом вдруг стал главным обвинителем коммунизма.
Затем он виновен в кровавой провокации у вильнюсского телецентра - не он один, но и он тоже. Он один из тех политиков, которые цинично обманули русское население Прибалтики, сначала пообещав «за вашу и нашу свободу», а потом введя институт неграждан и языковую полицию. Кстати…
www.kp.ru › Общество
30 мар. 2023 г. • Языковая инспекция Литвы потребовала от украинских беженцев выучить литовский. Председатель инспекции Валотка призвал литовцев защищать свой язык
Было бы смешно если бы не было так грустно. И Ландсбергис говорил с режиссером Лозницей (из разговоров родились книга и фильм) на русском языке. На языке людей, которых он так ненавидит, на языке который он всеми силами пытается искоренить.
Ландсбергис говорит о сотрудничестве между народами и государствами - но он создал мир, в котором этого сотрудничества нет, в котором есть люди первого и второго сорта. Он сравнивает нас с фашистами - но именно в его стране чтут фашистов и устраивают шествия нацистских ветеранов. И когда жгли людей в Одессе, и когда убивали снарядами в Донецке - Ландсбергис молчал. Он знает, почему - потому что у независимости есть цена и у национального превосходства есть цена, и эту цену надо платить. Кровью. И боже упаси назвать его потом палачом…
А там где он будет - наблюдать за Москвой будет сильно неудобно. Снизу. Сверху он наблюдать не сможет - грехи не пустят.
Впрочем, Господь рассудит.

события в мире, доставило, мысли вслух, русофобия

Previous post Next post
Up