АНКАРА, 4 апр - РИА Новости. Турция должна неукоснительно следовать конвенции Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы, дискуссии о возможности выхода из нее в связи с проектом канала "Стамбул" неприемлемы, говорится в открытом письме 103 турецких отставных адмиралов.
Как ранее заявил министр окружающей среды и градостроительства Турции Мурат Курум, план строительства канала "Стамбул", который будет проходить параллельно проливу Босфор и соединит Мраморное море с Черным, утвержден.
Ранее президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что конвенция Монтрё о режиме прохода судов через пролив Босфор не будет распространяться на проектируемый канал "Стамбул". В то же время, по словам главы МИД республики Мевлюта Чавушоглу, проект канала не направлен на отказ Турции от конвенции Монтрё. Как заявил РИА Новости посол РФ в Турции Алексей Ерхов, наличие или отсутствие дополнительной водной артерии в виде канала "Стамбул" между Черным и Мраморным морем не изменит международно-правовой режим конвенции.
"В последнее время мы с беспокойством следим за обсуждением темы канала "Стамбул" и конвенция Монтрё в контексте юрисдикции отмены международных договоров. Турецкие проливы являются одним из важнейших водных путей в мире и исторически управлялись в соответствии с международными договорами. Последний из этих договоров - конвенция Монтрё - наилучшим образом защищает права Турции", - говорится в письме.
Отмечается, что это не только договор, регулирующий проход через проливы, но и "великая дипломатическая победа, которая восстановила суверенные права Турции на Стамбул, Мраморное море, проливы Босфор и Дарданеллы".
"Конвенция Монтрё является основным документом безопасности причерноморских стран и конвенцией, которая делает Черное море морем мира. Это конвенция, которая дает право Турции не вступать без ее желания в войну на стороне одной из воюющих сторон, это позволило ей сохранить нейтралитет во Второй мировой войне", - считают адмиралы.
"По этим и подобным причинам мы считаем, что следует избегать любых дискуссий и действий, которые могут привести к тому, что конвенция Монтрё станет предметом обсуждения", - говорится в письме.
Также в письме выражается мнение о необходимости сохранения нынешней конституции Турции на фоне призывов турецкого лидера Тайипа Эрдогана к разработке нового основного закона, а также осуждается отход руководства ВС Турции от "пути, намеченного (основателем республики) Мустафой Кемалем Ататюрком".
Конвенция Монтрё, принятая в 1936 году, сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу и сроку пребывания.
В этой истории много нюансов.
Первый чисто финансовый. В мире есть немного таких мест как Босфор - это прежде всего Суэцкий и Панамский каналы. И там и там за проход берут плату. Согласно конвенции Монтрё Турция не имеет права брать плату, и это Эрдогану обидно, потому что деньги можно поднять просто огромные. Соответственно, комбинация простая - строится Стамбульский канал, дальше по каким-то причинам создаются проблемы в Босфоре. Хочешь - плыви, но через Стамбульский и не бесплатно.
Босфор для внешней торговли России - имеет стратегическое значение, и основные деньги придется платить нам.
Второй - военный. Для Турции открывается возможность пропускать (или не пропускать) в Черное море корабли ВМФ США.
Третий стратегический. Проблемы с Босфором резко повышают шансы строительства канала Каспий - Персидский залив, что для США будет геополитической катастрофой. Для Турции кстати тоже.
Проблемы на Босфоре - в общем то в немалой степени привели к началу 1МВ - в 1912 году все русское зерно сгнило на причалах, потому что Турция закрыла канал из-за войны. Это вполне объективные причины и Николай II видя суммы убытков, а так же то что Великобритания любой ценой будет препятствовать попыткам обхода Босфора (история с тем как Салоники достались грекам, а не болгарам, как у сербов решением всей Европы отняли завоеванный порт Драк просто потому чтобы не допустить туда железную дорогу из России) - принял решение о силовом решении проблемы при первой к тому возможности. Итог - известен.