Хельсинки, Финляндия
Проспект маршала Маннергейма
Март 1988 года
Официально - посольство США в Финляндии было небольшим - настолько небольшим, что помещалось в красивой вилле на берегу Финского залива. И всех это устраивало, в том числе русских, которые были совсем рядом - в хорошую погоду был виден шпиль на одном из соборов Таллина. Но так как ЦРУ нуждалось в дополнительных помещениях - были сняты несколько домов по улице Александровской и проспекту маршала Маннергейма. Именно там, на маршала Маннергейма - должно было состояться экстренное совещание с участием британцев по поводу дальнейших действий в России…
Гас Хэтэуей, помощник директора ЦРУ, которому было поручено разобраться в происходящем - прилетел в Хельсинки этим утром. Вместе с ним - прилетела и группа Дельта, которая осталась в аэропорту на случай экстренной эвакуации источника из Ленинграда. Пока Хэтэуей оставил их в аэропорту - нечего им делать в городе...
В здании на Маннергейма, которое занимал русский отдел - он увидел Гейтса и Натирбоффа, обсуждавших что-то у окна. Поймал взгляд Гейтса, кивнул.
Отошли.
- Что ко всем чертям тут происходит?
- Мы сами не до конца понимаем. Но если коротко - мы теряем важнейший источник в истории нашей разведки.
- Арлекин?
- Он самый.
- Ты же сказал, что это название операции, а не источника.
- Я много чего говорю
- Это уж точно.
Гейтс посмотрел прямо в глаза Хэтэуею, который был моложе и на голову выше
- Когда вы последний раз что-то получали из СССР? А?
…
- Агенты молчат, Гас. Ты знаешь что это может значить.
Хэтэуей переждал гнев
- Погибли британские агенты. И сорвана их операция.
- Знаю.
- Это были мы?
- Не совсем.
- То есть?
- Мы сдали данные об их группе в Штази.
Хэтэуей застонал
- Твою мать, Роберт!
- Ради Бога! Тут не Дикий Запад! Они рассылают банды террористов. Кто позволил им убивать?! А что если русские в ответ начнут третью мировую войну?!
Хэтэуей стиснул виски
- Давай так. Я попробую что-то сделать. Загасить пожар.
- Ты здесь ради этого, не так ли?
- Я здесь ради того, чтобы во всем разобраться. От Директора требуют ответа. Белый дом в ярости как и англичане. Ты знаешь, какое влияние имеет леди М. у нас.
- Да уж.
- Для начала. Арлекин это твой агент?
Гейтс кивнул на Натирбоффа.
- Его.
- И как вы с ним познакомились?
- Долгая история.
Гас взглянул на часы.
- Полчаса есть до того, как приедут британцы. Я хочу услышать эту историю.
Картинки из прошлого
Россия, Ленинград
Февраль 1981 года
Зима восемьдесят первого выдалась не особо холодной, но необычно снежной. Улицы были завалены снегом, сугробы высотой по пояс, а то и в человеческий рост, мимо которых пробирались люди и машины, стараясь не пересечься друг с другом. Гнетущая темнота - солнце иногда не появлялось сутками, скрываясь за тучами. А иногда - выглядывало на пару часов чтобы спрятаться вновь…
Вместе с русскими пытались выжить и американцы из посольства. В Вашингтоне шли серьезные пертурбации, на место избранного от демократов Джимми Картера, первого южанина на посту Президента США со времен Гражданской войны - пришел Рональд Рейган. Картер - во время своего президентства провозгласил кредо своей администрации политическую благопристойность - а вот Рейган был намерен драться, сняв перчатки. Только проблемы с принятием решения - только начинались. Америка, выбравшись из пятнадцатилетнего Вьетнамского кризиса - была уже совсем не той что раньше. Инфляция, оружие, беспорядки. Постаревшие хиппи и ветераны, которые после войны не знают чем себя занять. Первые наркобанды и первые разборки. Заказное убийство тогда стоило пятьсот долларов.
В мировой политике - все было не легче. Излом семидесятых, начало восьмидесятых - это лихое, опасное время. СССР вторгся в Афганистан. В Иране произошел клерикальный переворот и в Вашингтоне опасались, что следующей страной, куда вторгнется СССР - будет Иран. Только что были освобождены взятые в американском посольстве в Тегеране заложники - США было нанесено публичное унижение. В Пентагоне готовили план ограниченной ядерной войны на случай если СССР ударит по Ирану - планировалось сбросить шестнадцать ядерных бомб. Государственные перевороты в Пакистане и Турции - и там и там власть взяли военные, и там и так законно избранные главы государств были казнены. В Ливане - не прекращалась страшная гражданская война продолжающаяся уже больше десяти лет. Начавшись как война мусульман и христиан - она теперь превратилась в войну всех против всех. Аналитики по региону ждали новой войны арабов с Израилем и возможно - войны ядерной. Ирак напал на Иран, и никто не знал, чем все это кончится. В Польше - военные взяли власть в свои руки, ввели военное положение. В Риме террорист чуть не убил Папу Римского. В Латинской Америке - продолжалось кровавое противостояние с коммунизмом. В Аргентине - у власти утвердилась военная хунта, диктатор Леополдо Галтьери не скрывал намерения на кого-нибудь напасть. Ожидалась война с Чили за острова в проливе Бигл либо большая война с участием Бразилии, Аргентины, Чили и возможно, Парагвая*.
В Азии - Китай вступил в войну с Вьетнамом, и все ждали расширения этого конфликта до крупного регионального с возможным ударом СССР по Китаю либо Китая по СССР. Намечалась так же война в Монголии…
На фоне всего этого - в ЦРУ происходила болезненная реорганизация. С одной стороны - старое ЦРУ слишком полагалось на технические средства перехвата, а с другой - в ЦРУ того времени было слишком много убийц и слишком мало - разведчиков. КГБ же - после шестнадцати лет Юрия Андропова было на пике формы и ощутимо переигрывало ЦРУ как на домашнем поле так и в мире в целом .
Любой, кто был более менее в курсе международных дел - понимал, что дело идет к Третьей Мировой войне…
Седьмого февраля восемьдесят первого года - при взлете из аэропорта Пулково разбился военный самолет Ту-104. Погибло все руководство Тихоокеанского флота, которое было на его борту. В числе погибших был командующий ТОФ, адмирал Спиридонов, главный политический руководитель флота, вице-адмирал Сабанеев и практически все начальники служб и управлений флота. Самолет рухнул при взлете в условиях плохой видимости, с высоты примерно 50-60 метров. В живых после падения остался какой-то молодой офицер, но и он скончался по дороге в больницу.
Произошедшее - а самолет возвращался после крупных командно-штабных учений - заставило насторожиться все разведки мира. У СССР было четыре флота, из них два стратегических - Северный и Тихоокеанский. Главный противник Седьмого флота США. Но на данное время - главным противником были не США, а Китай. Именно Тихоокеанский флот прикрыл побережье Вьетнама, что позволило вьетнамцам победить огромный Китай - и сделало все командование ТОФ смертельными врагами китайцев. Мешал ТОФ и американцам - по Афганистану рассматривались самые разные варианты и многим из них мешал ТОФ. Учитывая, что отношения между СССР и США напряглись до самого последнего предела, разрядка была забыта - могли быть приняты самые разные решения, и американцы должны были хотя бы попытаться понять, что происходит.
Мюрат Натирбофф, этнический черкес, дворянин - находился в России уже второй год. Его дедушка был командиром черкесского полка Дикой дивизии, полковником Русской императорской армии, воевал в Первой мировой, затем против большевиков. Бабушка его была черкешенкой, театральной актрисой, очень красивой в молодости. Из Стамбула, куда пришлось бежать - они переехали в Нью-Йорк. Он использовал прикрытие журналиста, а так же предпринимал усилия по розыску своих корней на Кавказе. Это давало ему возможность перемещаться по стране и задавать вопросы. Он не был советологом, он был специалистом по тюркоязычному миру, до Москвы работал на станциях в Стамбуле и Каире. В Москву он получил назначение после того, как был разгромлен советский отдел и назначать было просто некого.
Сейчас - Натирбофф, резидент ЦРУ в Москве, стоял в тамбуре поезда Красная стрела, смотрел на проносящиеся мимо деревни и думал - ради чего? Ради чего русские начали эту революцию- ради того чтобы так и жить в нищете, в этих черных избах, которых хватает даже в Москве?
Мимо прошли какие-то русские, они возвращались из вагона - ресторана, смеялись. От них пахло спиртным.
Сходить что ли?
Он шагнул в тамбур. Под ногами - подрагивала сталь, были видны стремительно проносящиеся шпалы…
- Сто коньяка и закусить
- Коньяк кончился
Натирбофф достал из бумажника пятьдесят рублей и положил перед тем, кто тут считается «барменом». Они исчезли в мгновение ока
- Щас сделаем
- И закусить.
- Красная рыба устроит?
- Вполне.
Ненавязчивый советский сервис
Как живут эти люди? Вот этот бармен в поезде - он просто должен продавать еду и напитки, но вместо этого он большую часть уворует, чтобы продать потом на черном рынке, а часть продаст здесь, но только тем кто даст взятку. Как это понимать?
В русский ресторан тоже просто так не попадешь - там стоит швейцар, ему надо дать пять рублей чтобы он пустил. Больше половины блюд - только в меню, приготовить их не приготовят только если ты не знакомый директора или не дашь взятку. Это потому, что рестораны снабжаются продуктами в первую очередь и по государственным ценам, а поварам проще украсть эти продукты и толкнуть их на черном рынке вместо того чтобы готовить из них блюда для посетителей. А это как понимать?
Рейган говорит, что это империя зла, но против кого направлено это зло? Русские сами себе изобретают проблемы. Збигнев Бжезинский, советник по нвцбезопасности предыдущей команды - сказал: никогда русские не трудились так много, чтобы произвести так мало. Но эти люди - разве они трудятся? Они воруют.
Получив коньяк и то что тут считалось бутербродами (красная рыба впрочем была свежей), Натирбофф огляделся, чтобы понять, куда сесть. Мест было не так то много. Он присмотрел место рядом с женщиной, выделявшейся своей пышной светлой прической - тут это называлось «химия». С извиняющимся видом, он остановился рядом с ней
- Здесь свободно. Простите?
Она посмотрела на него
- Садитесь.
- Спасибо.
Он сел, отпил немного коньяка.
По роду его деятельности - ему приходилось опасаться русских «медовых ловушек» КГБ. Или ласточек как их называли. Но эта вряд ли такая да и к тому же - он сорвался в Ленинград наскоро.
- Что вы читаете?
Женщина показала обложку
- О… Драйзер в оригинале. Вы знаете английский?
- Немного - она улыбнулась
Еще что его поражало в русских - дворник мог цитировать Пушкина. Все-таки в СССР было и хорошее и система образования была в числе этого. Средний американский школьник с трудом назовет даже пару хороших американских писателей
- Чем вас привлекает Драйзер?
Она серьезно посмотрела на него
- Своей правдивостью
Ловушка? Да быть не может, так прямолинейно.
- Драйзер сложен для понимания - он перешел на английский - я удивлен, что кто-то в СССР читает его
- Кто вы? - она так же перешла на английский
- Я американский журналист. Работаю в СССР.
- О….
- А вы?
- Я… учительница. Учительница английского.
Натирбофф огляделся. Вроде никого. Его пока не расшифровали - думали, что он мелкая сошка…
Через полчаса - женщина извинившись, отлучилась в туалет. Когда она вернулась - с ее пальца исчезло обручальное кольцо…
Утром, сойдя в Ленинграде - Натирбофф спустился в метро. У него было больше десятка адресов русских антисоветчиков и диссидентов, но он не пошел ни по одному из них. Он знал - в подполье можно встретить только крыс. Антисоветское подполье было снизу доверху пропитано предательством и провокацией - смысла с ним связываться не было.
Наирбофф думал, что гораздо больший результат дадут контакты с другим подпольем. Жучки, спекулянты, расхитители государственной собственности, контрабандисты, воры продуктов. Если кто-то и нанесет смертельный удар Империи зла - так это они. СССР не победить в бою. Но их можно победить без боя. Каждый вор и спекулянт - как крот, подкапывающий дом, как жучок, точащий стены. Их много. И они не остановятся.
Потому он освежил в памяти московские контакты и направился к одному типу, которому он привез в подарок виски. Тип этот - занимался всякими темными делами, джинсами торговал, кассетами с западными группами. Он крутился у консульства, там его и взяли в оборот.
Звали этого типа Артемом.
- Да ты чо, какой взрыв, какая диверсия…
Артем был предельно циничен как и все русские, занимающиеся спекуляцией. И как и все - много знал.
- Эти адмиралы перед отлетом пол ДЛТ** скупили. Они же командировочные получили - скупали все что в руку шло. Я слышал, там все поле апельсинами завалено было***. Еще говорят, экипаж бухой был, вот и навернулись…
Неужели все так просто, а?
Пьяный экипаж и перегруз самолета. И все - нет командования стратегического флота, угрожающего Западному побережью. Полтора десятка адмиралов нашли свою смерть на снежном поле.
- Слушай, тебе икру не надо? Недорого отдам, у меня тут братан приехал из Мурманска.
- Пару банок возьму.
- Да ты чо? Бери ящик, там своим скинешь.
- Везти тяжело. Ладно, пять возьму.
- От и отлично - Артем повеселел, так как знал, что у покупателя доллары - у тебя музон есть? Не? Ну тогда пойдем на квартирник, музыку послушаем, приглашаю.
Натирбофф посмотрел на часы - время еще есть в принципе. Он не думал, что вопрос удастся решить с первого захода.
- Это далеко?
- Да не, на Ваське. Быстро доберемся.
Натирбофф понимал, почему Артем тащит его с собой - если все будут видеть Артема с американским журналистом - то его авторитет в темном мирке ленинградских спекулянтов - резко пойдет в гору.
И лучше оказать Артему эту услугу.
У Артема была машина, но так как все улицы завалило снегом - они пошли пешком, тем более что тут по словам Артема было недалеко. По пути - им пришлось бежать через проходняки, спасаясь от комсомольцев из оперативного отряда, заметивших Артема. Натирбофф знал, что комсомольцы из городского оперативного отряда - это что-то вроде местных хунвейбинов, борются со спекуляцией. Попадешься - могут например, джинсы или куртку разорвать за то что они американские. Или по морде дать. Но это еще ничего - хуже если отведут в милицию.
Спасаясь через заваленные снегом, черные проходняки - Натирбофф в который раз видел Россию… он ужасался и восхищался людьми, готовыми жить в этом мраке. Здесь зимой почти нет света и сугробы могут быть выше человеческого роста, а ранней весной мокрый снег хлещет в лицо, а ветер сшибает с ног, здесь все представляет собой проблему - купить мяса, вылечить качественно зуб, здесь нет фруктов только если из-под полы, здесь люди не могут машину себе купить, а живут в ужасающих курятниках под названием «коммуналка», здесь чтобы выжить люди пьют «водка» и «самогон». Но здесь, наряду с замордованными жизнью работягами, агентами КГБ с внимательным взглядом и жучками черного рынка - можно встретить дворника, рассуждающего о поэзии Пушкина и женщину в поезде, которая в оригинале читает Теодора Драйзера.
И как это умещается в одной стране - он не понимал. Но он верил в то, что однажды Россия переборет зло большевизма, переварит его, как переваривала многое в своей истории, и воскреснет, обновленная и гордая. И его народ, в числе многих - сможет вернуться…
Квартирник был в обычной ленинградской квартире - так назывались мероприятия, где люди встречались, читали стихи и слушали музыку без разрешения партии и надзора тайной полиции. На лестнице был наблюдатель, они с Артемом обменялись паролями. Наблюдатель был потому что боялись милиции и «дружинников» - это как оперативный отряд, только для взрослых.
Когда они открыли дверь, обитую толстым слоем вата для тепла и чтобы не было шумно - послышался Высоцкий…
Смешно, не правда ли, смешно,
смешно...
А он шутил - недошутил?
Осталось недорешено
Всё то, что он недорешил.
Ни единою буквой не лгу,
не лгу,
Он был чистого слога слуга,
слуга.
Он писал ей стихи на снегу,
на снегу -
К сожалению, тают снега,
снега.
Но тогда ещё был снегопад - снегопад
И свобода писать на снегу -
И большие снежинки, и град
Он губами хватал
на бегу…
Это был Высоцкий. Что-то среднее между Брюсом Спрингстином и Элвисом Пресли - но надо быть русским, чтобы понимать глубину его песен.
Но тогда ещё был снегопад - снегопад
И свобода писать на снегу…
А теперь - нет свободы.
И Высоцкий уже умер.
- Здравствуйте…
- Здравствуйте.
- А это кто с тобой?
- Это журналист, Мурат зовут…
- Проходите…
Натирбофф прошел в комнату с зашторенными окнами, у накрытого стола сидели люди, но к еде не прикасались. Кто-то пробовал гитару.
Первая, кого он увидел - была та женщина со светлыми волосами, с которой он провел ночь в ее купе в поезде.
Твою мать!
Натирбоффу стало не по себе. Одно дело - небольшое ночное приключение в поезде, это его устраивало. Другое - женщина, с которой ты провел одну ночь, на следующий день попадается тебе снова. Это может быть подстава КГБ. Хотя и грубая. А еще - тут может быть ее муж. А если так - то может быть драка и попадание в милицию. А ему туда совсем не надо попадать.
Тем временем - Высоцкого сменила Пугачева…
По острым иглам яркого огня
Бегу, бегу - дорогам нет конца.
Огромный мир замкнулся для меня
В арены круг и маску без лица.
Я - шут, я - Арлекин, я - просто смех,
Без имени, и, в общем, без судьбы.
Какое, право, дело вам до тех,
Над кем пришли повеселиться вы.
Ах, Арлекино, Арлекино,
Нужно быть смешным для всех.
Арлекино, Арлекино,
Есть одна награда - смех!
Улучив момент, Натирбофф спросил Артема, косясь на женщину
- Слушай, а вон та, светленькая - а она кто?
Артем криво усмехнулся
- Эта? Не, не выйдет, замужем она
- Муж объелся груш - сверкнул Натирбофф знанием русского
- Ну, если хочешь проблем, то попробуй. Она в ДЛТ работает, через нее можно много чего интересного достать. Но сам к ней не подходи. Сам понимаешь, ДЛТ это не проходной двор, все пуганые. Если тебя не знают - вызовут милицию. Подумают - КГБ.
- А что через нее достать то можно?
- Да много. У нее крыша. Муж у нее - полковник, в штабе округа. Скоро генералом станет, наверное. Через нее все военные с подсобки отовариваются…
Мюрат Натирбофф с трудом скрыл свои эмоции.
* Про это практически никто сейчас не помнит, но в восьмидесятые - могла разразиться большая война в Латинской Америке. Началось все с конфликта Аргентины и Чили за острова в проливе Бигл, возле которых предположительно были крупные запасы нефти. Конфликт этот тянется с 1904 года, стороны передали его на рассмотрение международного трибунала в Великобритании, который в 1978 году вынес решение в пользу Чили. Тогда диктатор Аргентины отказался признавать результаты трибунала и начал готовить военную операцию по захвату островов. В свою очередь - Чили начала готовиться к войне с Аргентиной.
Операцию удалось остановить, когда десантные корабли уже вышли из гаваней благодаря вмешательству Папы Римского. Он же и составил новый трибунал, который подтвердил принадлежность островов Чили, но предоставил Аргентине права на воды вокруг них. Галтиери запомнил обиду от Великобритании и через год с небольшим напал на Фолкленды. В свою очередь - Бразилия в то время готовилась напасть на Аргентину, а Парагвай - на Бразилию.
** Дом Ленинградской торговли
*** Это правда. По воспоминаниям очевидцев, первое что они увидели, когда прибыли на место катастрофы - рассыпанные по снегу апельсины. Командование флота, будучи в хорошо снабжаемом Ленинграде - перегрузили самолет накупленным барахлом, при взлете - груз сместился и самолет потерял управляемость. Командир воздушного судна до этого подавал жалобу, что его заставляют взлетать с перегрузом, но на нее не обратили внимание