Внезапный и противоречивый, как всегда у Михеила Саакашвили, его возврат в топ политических новостей - это прямое следствие нынешнего карантина. Одновременно это публичная демонстрация слабости власти и отсутствия у нее самостоятельных идей по спасению страны.
Попробую объяснить наглядно.
Денис Шмыгаль, в отличие от Владимира Зеленского, совершенно не обладает актерским даром. Не надо слушать его казенные выступления премьера на брифингах, достаточно посмотреть на его кислую физиономию, чтобы понять: все плохо. Экономика поражена вирусом коррупции и неэффективности, но от этого карантин не спасает, а рецептов для ее оздоровления у правительства нет. Единственный вариант - аппарат искусственной вентиляции, в роли которого выступает МВФ, который не лечит, а так-сяк поддерживает жизнь.
Но МВФ оперирует не видеороликами, а цифрами. И фонд видит, что президент не контролирует политическую ситуацию. Не контролирует не то что Раду, а даже своих собственных депутатов.
«Антиколомойский закон» торпедируется решениями судов, без него экономический баланс Украины превращается уже не в черную дыру, а в созвездие таких дыр. А при крахе экономики голодный и озлобленный народ выйдет на улицы не в масках, а в балаклавах, и снесет власть чисто вымытыми руками.
Понятно, что МВФ в такие рискованные игры заходить не спешит.
Сильный президент поотрывал бы головы своим ближайшим соратникам, тогда остальные начали бы работать, а не строить из себя госдеятелей. А Владимир Зеленский, как застенчивый очкарик, которого обижают старшеклассники, обращается к старшему брату, чтобы тот договорился с обидчиками.
Не реформ от Саакашвили ждет Зеленский, не борьбы с коррупцией и олигархатом, а чтобы тупо дали денег, закрыв глаза на провалы. Власть не избавиться от зависимости хочет, а получить очередную дозу… Кошечка, еще капельку…
Поэтому и не премьерскую должность Михеилу предлагают - ведь с нее он развернется так, что офис президента моментально перестанет быть самым влиятельным органом власти. Вместе с самим президентом перестанет, не говоря уже о главе его офиса. А денег клянчить, уничтожая остатки реформаторской репутации, может и бесправный вице-премьер.
Почем Саакашвили соглашается на это?
Во-первых, откровенно засиделся без дела, без борьбы, без внимая прессы, а он без этого не может.
Во-вторых, уговорили. Близкая МНС «система Сороса» несет утраты, вот и ее любимчик Макс Нефедов закономерно лишился должности. Саакашвили не входит в эту систему - он по политическим габаритам не вписывается, но «соросята» могут с ним разговаривать, а через Штаты - и влиять.
В-третьих, Саакашвили тоже видит слабость власти Зеленского и полагает, что если он хоть одной ногой во власть войдет, то дальше его не удержать. Потому что надвигающийся кризис его не пугает, для него кризис - как укол адреналина.
Вот только испаряющейся власти Владимира Зеленского, судя по всему, не хватает даже на назначение вице-премьера. А вопиющих персонажей, вроде Василия Цушко, возвращают уже без участия президента.
Откровение о втором пришествии Михеила Саакашвили встревожило украинский политикум. Его возможное назначение вице-премьером не вызвало энтузиазма. У многих еще живы воспоминания о том, как неистовый Михо реформировал, разоблачал, скрывался, бегал по крышам. Кое-кто даже указывает, что с самими реформами в Украине у Саакашвили не складывалось, в отличие от Грузии. Но чаще задаются вопросом: как потенциальный вице-премьер будет ладить с теми, кто находится на вершине власти.
Все помнят о медовом месяце между Саакашвили и пятым президентом Украины Петром Порошенко. Но еще больше помнят о том, какой враждой это закончилось. Вода в стакане, который швырнул в грузина Арсен Аваков, давно высохла, но память об этом инциденте, вероятно, дойдет до потомков.
После того, как Зеленский, придя к власти, восстановил Саакашвили в правах, были ожидания, что его восстановят и в должностях. Но этого не произошло. Президент предпочел совсем других людей, как возле себя, так и в правительстве.
Нужно признать, что вновь обретя украинский паспорт, Саакашвили то ли растерял свой пыл, то ли перестал интересоваться происходящим в нашей стране. Он уже не жег глаголом, не изобличал, не ставил на вид. Хотя коррупция с приходом к власти Зеленского только усилилась, пробравшись даже в Офис президента. Не говоря о провалах власти в других сферах.
Получив приглашение, Саакашвили заверил, что Зеленский будет вне его критики. По его словам, те, кто "сидят на схемах" и разгоняют слухи, пусть даже не надеются, что "я буду на него нападать".
Кому-то такие заверения покажутся не очень логичными. Президент, который возглавляет вертикаль власти, не может не быть подвержен критике. Именно при его участии, прямо или опосредованно, происходят многие негативные политические и экономические процессы. Именно возле него кружат люди с сомнительной репутацией.
И здесь приходит понимание того, что между Зеленским и Саакашвили достигнуты определенные договоренности. Потому что формула "царь хороший - бояре плохие" - больше подходит для тоталитарных, а не демократических обществ.
По слухам, Зеленский ожидает от Саакашвили не столько реформ, сколько ослабления растущего влияния Арсена Авакова. Хотя звучат заверения в том, что этим двум эмоциональным политикам и, по совместительству, чиновникам не придется соприкасаться в работе.
Кроме того, начатое против Петра Порошенко дело застопорилось. Присутствие Саакашвили в Украине, возможно, дает надежду на сведение счетов с пятым президентом страны. Но как поможет Саакашвили призвать Порошенко к ответу, известно только самому Зеленскому.
Если Саакашвили серьезно возьмется за реформы, конфликтов не избежать. В том числе с Аваковым, который сегодня¸ как и Андрей Ермак, выступает специалистом по всем вопросам. Благо, стаканов в Кабмине достаточно для того, чтобы обменяться не раз мнениями по различным вопросам.
Ну, а если мы не увидим Саакашвили в привычной роли человека, который не только переживает за все происходящее в Украине, но и многое делает, в том числе озвучивает все провалы власти, то зачем он тогда нужен Украине.
Станислав ПОГОРИЛОВ
Все это называется просто… жесткая стимуляция. Как/то ведь надо шевелить затхлое болотце. Всех этих многочисленных «заснувших со статусами». Уверовавших в свою незаменимость и пользу. И просто живущих сладкой жизнью всезнающих, но ничего не делающих. Тем более, что прямо заявлено в качестве новой генеральной линии: «неприкасаемых нет и не было; несправившиеся быстро уходят обратно на галерку неудачников;, сказки пусть продолжают рассказывать только сертифицированные сказочники»…
Об этом пишет сегодня в Фейсбуке политолог Михаил Подоляк.
Михаил Саакашвили в качестве потенциального вице/премьера… резко обостряет конфликты в Кабмине и нагружает специфической работой разные «группы теневого влияния». Разве это не очевидно?
Теперь у теневиков и профессиональных ленивцев будет меньше шансов что/то делать под столом…
Саакашвили, если кто ещё не понял его психотип и его сакральную роль, это провокация оправданных скандалов. Это обозначение лишних и хитрых. Это разрыв традиционных сговоров. Наконец, это яркие публичные диалоги…
Экс-министр Игорь Уманский в качестве спец/советника с приданной ему аналитико-силовой группой - безусловная и прямая попытка разобраться в традиционных коррупционных схемах (прежде всего, на таможне и в налоговой), которые в последние годы разрослись до немыслимых размеров и позволяли «заинтересантам» вымывать все деньги в личные карманы.
Уманский в нынешнем статусе - это также и некоторый шок для силовиков, которые пока не поняли, как и где нужно разговаривать о новых правилах. И почему наглое крышевание - это слишком напрягает.
А помимо прочего Игорь Иванович - это отличная попытка сбить, наконец, с чернушного pr-рынка расплодившихся там фейкеров, факеров и «грязеносцев» в статусе народных депутатов, которые за пару мятых сотен долларов публично озвучивают чистейшую заказушку или банально сфальсифицированные «документы»…
Если говорить глобальнее, то несколько изменится и роль ОП в целом. Напомню, что вчерашняя команда во главе с незабвенным Б. занималась только развитием собственных матерно-лексических навыков в общении с окружающими.
Круто, не буду спорить. Но сейчас задача все/таки куда адекватнее. Превратить аппарат в действительно координирующий орган, через который жестко модерируется работа президентских вертикалей. Особенно на региональном уровне и в исполнительском «расшивании» стратегических задач президента.
Т.е. грубо скажу. Сделать все так, чтобы не было временных разрывов между заявлениями ВА и последующими логистическими решениями со стороны исполнителей…
Единственное, что пока провисает, но решение точно появится в ближайшее время - это «парламентские дебри». Где каждый аноним вдруг превращает себя в крутого инсайдера/распорядителя «глубинной информации», провоцирует безобразные внутренние склоки и обильно все это выбрасывает на публику).
Причина? Тоже банальная. Тотальное отсутствие элементарной дисциплины и чувства командной игры…
Михаил Подоляк