http://digest.subscribe.ru/economics/society/n1595630724.html17 июля в 17.50 сводка «От Стрелкова Игоря Ивановича» опубликовала «сообщение от ополчения»: «В районе Тореза только что сбили самолет Ан-26, валяется где-то за шахтой «Прогресс». Предупреждали же - не летать в нашем небе. А вот и видео - подтверждение очередного «птичкопада». Птичка упала за террикон, жилой сектор не зацепила, мирные люди не пострадали».
Но радость мстителей за распятого на Первом канале мальчика оказалась преждевременной: через десять минут выяснилось, что сбит не самолет украинских фашистов, а малайзийский «Боинг», летевший из Амстердама в Куала-Лумпур. Погибло без малого триста человек. Обломки и останки размазало по территории в девять километров.
В том, что самолет сбили сепаратисты, сомнений практически нет.
Во-первых, они сами об этом гордо сообщили, и украинская сторона уже опубликовала перехват их переговоров по этому поводу (впрочем, подлинность аудиозаписи, конечно, еще нужно проверить).
Во-вторых, накануне, и тоже на очень большой высоте, был сбит украинский штурмовик Су-25.
В-третьих, украинцам в зоне АТО попросту ни к чему использовать ПВО: боевой авиации у сепаратистов пока еще нет.
В-четвертых, малайзийский самолет летел из Амстердама в Куала-Лумпур, то есть со стороны Украины, его вели украинские диспетчеры, и украинская сторона прекрасно была осведомлена о наличии этого самолета на этом участке воздушного пространства. Сепаратисты ни о чем не были осведомлены, кроме как о распятом Первым каналом мальчике.
«Буки», способные сбивать самолеты на высоте до 18 км, у них быть могли: 29 июня сепаратисты сами хвастались, что они взяли батарею «Буков» в Донецке, а утром 17 июля местные сторонники Украины зафиксировали перемещение по крайней мере одного «Бука» - из Тореза в Снежное - и сообщили об этом украинским военным. Судя по всему, украинские военные зафиксировали и пуск ракеты, и его точно зафиксировали американцы, которые внимательно следят за все возрастающим потоком оружия через российскую границу и именно поэтому только что ввели против России очередную порцию санкций.
Многое теперь будет зависеть от того, откуда все-таки был «Бук» - трофейный он был или того хуже. Но в любом случае то, что случилось, - следствие того, что сепаратистов вооружили серьезным оружием. Вы представляете, кто мог сидеть за пультом управления этого «Бука»? Профессиональный военный? Ой ли? Или бывший военный, так и не нашедший места в гражданской жизни, дисквалифицировавшийся - и вот теперь вымещающий на «украинских фашистах» все свои комплексы? Дайте «Бук» «группе Минера» - и у вас рано или поздно будут проблемы.
То, что произошло, - следствие полной безнаказанности, которую ощущают в ходе пиар-войны. А чего себя стеснять? Все равно всякий снаряд, угодивший в мирный дом, в телесюжетах превратится в снаряд, выпущенный «украинскими фашистами». Пассаж: «мирный самолет, сбитый украинскими фашистами для того, чтобы обвинить в этом Россию», - займет свое достойное место рядом с распятым в Славянске мальчиком и вырезанным в поселке Счастье местным населением. А пропасть между Россией и цивилизованным миром станет еще глубже.
Даже у палестинских террористов нет «Буков», и поэтому они не могут осуществить вековую мечту арабского народа - сбить над Тель-Авивом пассажирский лайнер. Донецкие сепаратисты, судя по всему, одним махом переплюнули и сирийцев, и палестинцев и осуществили-таки арабскую вековую мечту.
Юлия Латынина
http://digest.subscribe.ru/economics/news/n1595680563.htmlКрушение Boeing 777 над Донецком даже без введения дополнительных санкций усложнит отношения между европейскими и российскими компаниями, предупреждает западная пресса. Это представляет опасность в том числе для экономики ЕС. Впрочем, сами компании пока заявляют, что не планируют изменений в работе.
«До недавнего времени главная угроза европейской стабильности находилась внутри союза - долговой кризис в еврозоне вызвал раскол вплоть до появления разговоров о распаде валютного союза» - так начинает свою статью «Новый вызов ЕС - геополитический» американская газета The Wall Street Journal. Теперь, когда эти риски поубавились, хотя и не исчезли окончательно, основной вызов исходит извне.
«Сбитый малайзийский Boeing 777 с пассажирами на борту резко поднял ставки в военном конфликте между Украиной и пророссийскими сепаратистами в Донецке у восточной границы ЕС», - предупреждает WSJ.
Опасность настолько велика, что эти геополитические риски вышли на второе место среди пунктов, угрожающих стабильности ЕС, после риска падения на рынке недвижимости.
Эти выводы совпадают с результатами опроса, проведенного Банком Англии еще в июне. Уже тогда инвесторы назвали геополитические риски вторыми по значимости для финансового рынка Великобритании. Тогда геополитику «обошел» только риск нового экономического спада в мировом масштабе.
Геополитические конфликты оказывают давление на экономику Германии, говорит экономист Центра европейских экономических исследований Германии (ZEW) Михаэль Шрёдер. Ключевой индикатор, который использует центр для оценки состояния экономики Германии, уже и так снижается семь месяцев подряд.
Сбитый самолет может стать причиной введения новых санкций в отношении России.
Сразу после катастрофы президент США Барак Обама заявил, что Америка способна ужесточить санкции в отношении России. Канцлер Германии Ангела Меркель призвала Францию прекратить экспорт вертолетоносцев типа «Мистраль». Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон настаивает на полном запрете поставок продукции военного назначения в Россию. Кэмерон и премьер-министр Нидерландов Марк Рютте в ходе телефонного разговора 19 июля договорились, что в свете катастрофы необходимо изменить подход к России.
Введение строгих санкций неминуемо отразится на их инициаторах.
«Нужно быть готовыми принять в рамках общего пакета санкций и меры, которые будут иметь некоторое влияние на Лондон», - сказал министр иностранных дел Великобритании Филипп Хэммонд в интервью BBC.
22 июля в Брюсселе соберется совет ЕС по иностранным делам. Пока не было заявлений о том, что на нем будут рассмотрены новые санкции - он должен проверить, как выполняются поручения 16 июля.
Но даже без санкций отношения между европейскими и российскими компаниями вряд ли смогут остаться прежними, пишет WSJ уже в другой статье «Европейскому бизнесу придется действовать после крушения Malaysia Airlines».
«После гибели 298 мирных граждан, а также обвинения США и Украины в том, что Россия поддерживала сепаратистов, которые сбили самолет Malaysia Airlines, бизнесу будет сложно и дальше оставаться нейтральным», - предупреждает WSJ со ссылкой на своих аналитиков.
Агентство Bloomberg в материале «Российские миллиардеры в ужасе из-за риска изоляции Путина» подходит к проблеме с другой стороны: по его данным, обеспокоены и
российские ведущие предприниматели. «Угроза распространения санкций на целые сектора экономики теперь очень реальна и вызывает серьезные опасения у предпринимателей, - приводит Bloomberg слова бывшего премьер-министра РФ Михаила Касьянова, который находится в Юрмале. - Если введут санкции в отношении финансового сектора, через полгода экономике конец».
Санкции США уже распространились на газовую отрасль России - 16 июля США объявили о том, что компания НОВАТЭК не может претендовать на долгосрочные (более 90 дней) кредиты от компаний или граждан США и на территории США. Акции НОВАТЭКа в Лондоне упали с тех пор (за два торговых дня) на 8%.
Российские эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», тоже видят риски для экономики ЕС, отмечая, что геополитическая напряженность может сказаться на инвестициях и торговле.
«Они могут в перспективе тормозить инвестиции, но если очень выгодные контракты, то никто не уйдет», - считает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
«Безусловно, часть того небольшого роста, который наблюдается в государствах еврозоны, зависит от внешних рынков, и от российского в частности», - говорит главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин.
«Для Европы очевидно, что Россия - один из ключевых торговых партнеров и любые негативные факторы для экономического роста в России могут дать импульс ухудшению бизнес-ожиданий в Европе. Многие аналитики как раз задавались вопросом, были ли ухудшения экономических индикаторов в последний месяц связаны с опасениями по поводу негативного влияния на рост в Европе со стороны замедления из России», - говорит главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.
Впрочем, по словам Суздальцева, негативный эффект скажется на отдельных секторах европейской экономики, в частности на энергетическом секторе, который зависит от поставок российского газа, а также сельскохозяйственном, который, напротив, поставляет в Россию продукцию. «Будут секторальные проблемы. Но в целом, учитывая, что Евросоюз - это огромный игрок на товарных рынках и товарообороты у него колоссальные, ухудшения ситуации он не заметит».
Те же геополитические риски оказывают негативное влияние и на российскую экономику.
«Очевидно, что страдает не только еврозона, но и Россия тоже. Европа до сих пор является крупнейшим партнером России - подавляющая часть высокотехнологичного импорта идет из Германии. Если говорить о модернизации российской промышленности, то надо понимать, что это в первую очередь немецкие технологии в явном или неявном виде», - подчеркивает Надоршин.
Впрочем, по словам Суздальцева, эффект для обеих экономик будет достаточно серьезным, только в случае действительно серьезных изменений. «Если, например, европейские инвесторы возьмут и изымут все деньги из проектов, продадут акции», - говорит он.
Однако преувеличивать влияние геополитики было бы ошибкой.
«Геополитический риск самый острый и малопредсказуемый в настоящий момент, грозящий наибольшим ухудшением. Но не единственный. Сказать, что, например, немецкие автопроизводители страдают только от геополитики, - это соврать», - говорит Надоршин.
«Российская экономика начала замедляться без всяких геополитических рисков. Часть снижения спроса на импорт из Европы и часть проектов, которые европейцы здесь планировали, но не начнут, связана, к сожалению, с естественной динамикой замедляющейся российской экономики».
Пока сами иностранные компании утверждают обратное. Даже те, чьи цитаты приводит WSJ, заявляют о намерении продолжить работу в России.
Нефтяная голландско-британская компания Royal Dutch Shell оказалась напрямую затронута авиакатастрофой - на борту Boeing 777 находилось четверо ее сотрудников. Однако нефтяной гигант воздерживается от политических высказываний. В России Shell - один из крупнейших иностранных инвесторов по объему вложений. Компания участвует в разработке Сахалинского шельфа (проект СРП «Сахалин-2», совместно с ОАО «Газпром» и японскими Mitsui и Mitsubishi) и месторождений Салымской группы в Ханты-Мансийском автономном округе (50-процентная доля в «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» - СП с компанией Sibir Energy). Также компания планирует принять участие в разработке шельфовых нефтегазовых проектов совместно с «Газпромом».
Компании, занимающиеся автомобилестроением, также не готовы говорить о сворачивании совместных проектов.
«Мы пристально следим за развитием ситуации», - отмечает представитель французского PSA Peugeot Citroen. Компания продала 23 тыс. автомобилей в России в первом квартале 2014 года. Пресс-секретарь признался, что у компании еще нет четкого плана на случай введения жестких санкций в отношении РФ.
Еще один автопроизводитель Renault SA также говорит только о том, что следит за ситуацией. У Renault совместно с японским Nissan Motor контрольный пакет акций «АвтоВАЗа». Продажи в первом квартале 2014 года составили 96 тыс. автомобилей, или 7,8% всего российского рынка.
Екатерина Мереминская
http://digest.subscribe.ru/economics/society/n1595660143.htmlВ настоящую черную дыру мировой политики превратился юго-восток Украины. Дыру, где не действуют никакие нормы и правила. Дыру, где понятия «логика» и «здравый смысл» попросту не существуют. Дыру, которая обладает способностью высасывать весь позитив из нашей жизни.
То, что происходит на месте катастрофы малайзийского «Боинга», можно по-прежнему описать одним словом - жуть. Трагедия пассажиров самолета не закончилась в момент их смерти. Можно только догадываться, какие страшные муки испытывают родственники погибших, наблюдая за все более запутанными политическими баталиями из-за таких, казалось бы, элементарных вещей, как вывоз мертвых тел и начало полноценно официального расследования.
Но список вызванных гибелью «Боинга» трагедий этим не исчерпывается. Он, как мне кажется, только начинается. Трагедия - только так можно оценить то, что происходит в жизни простых граждан украинского юго-востока. Эти люди жили в обстановке тотального кошмара еще до падения «Боинга». При почти полном равнодушии окружающего мира им приходилось терпеть все тяготы и ужасы гражданской войны.
Теперь внешний мир еще меньше настроен сочувственно относиться к их судьбе. Теперь в глазах большей части населения планеты эти люди - «пророссийские террористы», которые сбивают иностранные гражданские самолеты, а потом пытаются замести следы содеянного.
Говорить на фоне такого множества человеческих трагедий о политических проблемах России - это своего рода кощунство. Не говорить - лицемерие и глупость. Внутри себя Россия сплотилась. Рейтинги Путина побили очередной рекорд. Но с внешней репутацией нашей страны происходит самая настоящая катастрофа. Громадное количество людей во всем мире поверило: трагедия в небе над Донецком - результат действия России.
Такие вещи не забываются. «Аннексия Крыма», «попытка отколоть от Украины ее юго-восток» - подобной интерпретации действий Кремля жители дальнего зарубежья могли верить или не верить. Но на их повседневной жизни «агрессивные жесты России» точно никак не сказывались. Уничтожение гражданского самолета - то, что «продирает» всех и каждого. Любой из нас может представить себя на месте пассажиров малайзийского «Боинга». Любой из нас испытывает чувство ужаса.
Ближайшие несколько дней, как мне представляется, будут критическими. Или появятся неопровержимые факты, свидетельствующие о непричастности России к трагедии. Или вина намертво к нам прилипнет, и последствия этого будут ощущаться годы и десятилетия.
Владимир Путин прекрасно понимает все историческую значимость происходящего. Посвященное катастрофе малайзийского самолета видеообращение президента появилось глубокой ночью. Такое делается лишь в экстренных случаях. И все Путин в своем заявлении сказал правильно - и про необходимость скорейшего прекращения войны, и про наши неоднократные неуслышанные призывы прекратить кровопролитие, и про нашу готовность сделать «все, что от нас зависит».
Но странным образом путинские слова скользили мимо моего сознания, практически его не задевая. Возможно, в тот момент ВВП просто не мог сказать больше. Но того, что он смог сказать, точно недостаточно. Слишком мало. Слишком общо. Слишком неконкретно. Слишком декларативно.
Я не знаю, что именно должен сделать Путин в этих обстоятельствах. Но российская власть должна сказать и сделать что-то более убедительное. Или наша страна проиграет - и проиграет по-крупному.
Михаил Ростовский
В этих статьях много всякого бреда, хватает и алармизма. Например, европейские лидеры будут до конца саботировать санкции, хоть мы еще один самолет сбей (оговорка по Фрейду, ради рекламы :-) - может завтра, про мой ЖЖ будет Псаки рассказывать - Афанасьев подтвердил, что лайнер сбили русские! :-)))). Потому что погибли три сотни - а если ввести санкции, работу потеряют тоже сотни - но уже тысяч. Выборы в Европарламент показали, насколько раздражены люди, а в случае введения санкций раздражение еще усилится. В Брюсселе опять решают, а мы работу потеряли! Совсем не просто так Олланд не видит и не слышит призывов не продавать Мистрали - он недавно встретился в доках с профсоюзниками, и понятно, что те ему сказали.
Но факт остается фактом - у нас плохой пиар. У нас очень плохой пиар. У нас просто возмутительно плохая репутация в мире. И до того она была плохой по самым разным причинам, но сейчас он стала просто ужасающей. И то "расследование" на основании фейсбука и Ютюба - люди на Западе примут, они не поймут, что это ненормально, делать выводы на основе Фейсбука, потому что сами так делают выводы.
Не бойся грешным быть а бойся грешным слыть. Даже если санкции не будут введены - наша плохая репутация еще не раз нам аукнется в самых разных областях
Короче говоря, события на Украине взвинтили ставки в геополитической игре намного выше, чем оно того реально стоит. И это плохо.