9 ошибок родительского воспитания

Apr 09, 2014 14:05

Оригинал взят у tatiana_ch в 9 ошибок родительского воспитания

gestia пишет здесь -  http://gestia.livejournal.com/138480.html

9 ошибок родительского воспитания

Начали мы тут гулять с мелким, и поневоле становимся свидетелями маленьких сценок детско-родительских отношений на ближайших детских площадках и бульваре. Смотрю я на всех этих родителей 1-2-3-х летних детей, и вижу в них отражение нашего общества, и себя тоже, в том числе вижу, со стороны же и соломинку видно, это за собой будешь бревно таскать, и не заметишь :)
Вот и решила собрать небольшую коллекцию типовых родительских ошибок в качестве памятки, чтобы и самой не забывать.
1. Настрой на вечный негатив. «Упадешь! Осторожнее! Испачкаешься! Куда пошел?! Сюда нельзя! Тут не ходи», - так и слышится с разных сторон «не… не… не…» Такая мама малышу не дает ступить, часто придерживает его за шарф сзади (никогда не понимала эту манеру выгуливать детей как собачек на ошейнике), чуть что - легкий, но однозначный рывок назад.
А потом мамы дошколят жалуются, что ребенок безинициативный. Подросток ничего не хочет, у него потухшие глаза. Если не хватит сил и решимости на подростковый бунт, то во взрослом возрасте такие люди становятся неудачниками-середняками, которые боятся рисковать и делать первый шаг, боятся брать на себя ответственность, находят боевых жен, которые будут решать все за них, и все повторяется по кругу. Очередная мамаша не дает карапузу и шагу ступить, если его задумка отличается от ее генерального плана.
Непонятно, зачем юному человеку столько запретов. Начиная с того, что частица «не» часто от понимания ускользает, а тем более, от понимания малышкового, и заканчивая тем, что даже вредное лучше не запрещать, а отвлечь на что-нибудь более-менее безвредное.
2. Гипоопека или полный игнор. Парень повис на одной руке на перекладине горки, поскользнулся, уже вопит, встать обратно не может, а мама поглядывает на него и продолжает общаться с товаркой. Сам должен справиться, мужчина же растет.
Такие дети очень быстро уясняют для себя, что поддержки и помощи от мамы ждать нечего, их не будет. В дошкольном и раннем школьном возрасте такие дети, как правило, повод для родительской гордости и хвастовства их самостоятельностью - многое сами умеют, помощи не просят, «все сами…» А потом начинается подростковый возраст и откуда ни возьмись появляются какие-то плохие друзья, которые вовлекают ребенка в дурную компанию. Или секту. На самом деле, такие дети очень подвержены постороннему влиянию, особенно, если этот посторонний готов оказать поддержку (или делает вид, что готов), создает ощущение безопасной защищенности. И родители ничего не могут с этим поделать. Другой вариант развития событий - «онемение чувств», когда человек так замыкается в своем обреченном одиночестве, что не ждет ни от кого ни помощи, ни поддержки, ни взаимности, ни добра… и сам уже не способен никому ничего дать. Так и остается на всю жизнь одиноким черствым сухарем, застегнутым на все пуговицы.
Между тем, родительская поддержка - это первое и основное, что необходимо ребенку. Именно она формирует его базовое доверие к миру и человечеству.
3. Необоснованное избавление от трудностей. Мама всегда на чеку, ее девиз: «А вдруг…?!», поэтому она всегда готова помочь, достать, принести, поднять… Пыхтит маленький человек, старается влезть на ступеньку, а мама берет его и на эту ступеньку ставит, пытается поднять интересную палочку с земли - мама поднимает и дает в руки, да еще и ходит постоянно рядом, упасть не дает, если малыш спотыкается.
Чему она его учит? А тому, что трудностей в жизни не бывает, а если и бывают, то не стоит прилагать усилия на их преодоление, кто-нибудь обязательно сделает это за тебя. Сложная задачка? А если поплакать, то задачку, вполне вероятно, сделают за тебя мама или папа. И любое дело, которое требует приложения усилий, начинает сразу казаться непосильным. Из этих детей уже не получатся исследователи, новаторы, изобретатели, их пугает путь «через тернии к звездам», причем пугает всю жизнь. Они отказываются от повышения по службе, любимой девушки, заманчивых перспектив переезда в другую страну… всего, что может быть сопряжено с преодолением трудностей. А потом мамы вздыхают, что же сын такой неудачник.
А ведь так просто сказать: «Ты все можешь!» и поверить в своего маленького, но уже такого отважного человечка, способного на свои, пусть маленькие, но Свершения.
4. Похвала на каждом шагу. Залез на горку: «Молодец!», - слез, опять: «Молодец!», похлопал лопаточкой по снегу, показал воробью язык, нашел кривую палочку, поковырялся в носу, топнул три раза ногой…, любое действие ребенка сопровождается похвалой.
Похвала - мощный наркотик, наверно, самый мощный в отношениях. На похвалу подсаживаются крепко и на всю жизнь. И, может, оно бы и все равно, но уже без похвалы действовать становится не так просто, да и самооценка начинает стремительно падать, если вдруг никто не хвалит. Зато сколько труда и сил тратиться на то, чтобы заслужить очередную, пусть хоть самую маленькую, но похвалу, ведь всем нам хочется выглядеть хорошими в глазах других. И это повсеместно, ведь всех нас подсадили на оценочную систему еще в детстве, а для тех, кому повезло с родителями и воспитателями, контрольным выстрелом была школа с ее отметками. А потом взрослыми мы страдаем от этой хвалебной зависимости, но все по-разному. Тому, кого в детстве захваливали, особенно тяжело приходится, ведь он привык к «большой дозе».
В большинстве случаев ребенку вместо похвалы достаточно свидетельствования: «Ты влез на горку, ты построил шалаш, ты нашел зеленую штуку…» Именно свидетельствования просит карапуз, который кричит: «Мама, смотри!». А если уж действительно произошло нечто выдающееся, то можно же сравнить с самим собой: «У тебя сегодня получилось прыгнуть выше, чем вчера!»
5. Заругивание. У этих мамаш что бы ребенок не сделал, все окажется не так и неправильно: «Посмотри как ты копаешь снег (возишь машинку, катаешься с горки…)! Ну, кто так копает?! Бездарь (варианты: криворукий, неумеха, как твой папаша…)! Обычно вслед за этим мама выхватывает инвентарь, если он есть, и начинает интенсивно показывать и объяснять чаду, как нужно правильно осуществлять то или иное детское действие.
Чего добиваются взрослые, таким или другим (пусть и более гуманным, но не менее непреклонным) образом прекращающие пусть и неумелые, но первые самостоятельные попытки малыша? - Страх! Страх не справится, страх не потянуть, страх оказаться неудачником и неверие в свои силы. Что и говорить, именно из таких, чаще всего, во взрослом возрасте и получаются самые законченные неудачники. Ответственность на себя подобного товарища тоже взять не заставишь никакими коврижками.
А ведь так просто поддержать, ободрить, обратить внимание на то, что уже получается, получилось, вот-вот получится! Ведь само движение к цели - это так замечательно, как процесс. Ведь вся наша жизнь - это и есть движение к чему-то, и так здорово радоваться наличию этого движения самого по себе!
6. Торговля поощрениями. «Если пойдешь домой прямо сейчас, включу тебе мультик / куплю по дороге шоколадку / дам поиграть планшет…», - неважно, что становится конкретным предметом торга, важен сам принцип сам по себе, когда взрослый «покупает» нужное ему действие малыша.
Данная стратегия приводит к максимально раннему осознанию ребенком того, что мир построен на принципе «ты - мне, я - тебе», и детская искренность чувств, непосредственность, стремление к бескорыстному доброделанию очень быстро сменяются трезвым расчетом «а что я за это получу?». С одно стороны, для взращивания будущих предпринимателей и бизнесменов, возможно, это и хорошо… С другой, кто из родителей хотел бы, чтобы выросшие дети с ними самими общались с позиции получаемой прибыли?
Так, потихоньку приторговывая домашними радостями и маленькими сладостями, родители отбивают у детей навык бескорыстной помощи, учат манипулятивному поведению на своем примере.
Договариваться с позиции равных и обоюдной победы, не используя средства подкупа и шантажа, конечно, сложно. И большинство нас, взрослых, этого делать попросту не умеет. Но если научиться самому, и научить этому ребенка, это даст ему крылья свободы во взрослом мире, в том числе и свободы от сторонних манипуляций.
7. Сравнение с соседями. Некоторые мамы прямо таки упиваются разговорами на тему, кто во сколько сел, пошел, начал говорить, выучил первый стишок, освоил счет до пяти, научился называть части тела… «А мы уже…» слышится почти в каждом маском диалоге, как и вопросы: «А вы еще не…?» Цель большинства таких сентенций - похвастаться достижениями своего дитяти, поэтому диалог превращается в два монолога по типу «а у нас в квартире газ…».
Постоянно слышащие подобные словоизлияния дети также начинают судить себя и товарищей по некоторому набору внешних успехов. Отсюда рождается нездоровая и почти повсеместная зависимость самооценки в нашем обществе от мнения окружающих людей и ориентация на это мнение: «А что скажут люди?!». Жизнь сама по себе теряет смысл и вместо творческой самореализации уже выросший человек все силы кладет на то, чтобы соответствовать некоему абстрактному общественному мнению.
8. Невыполнение обещаний. Сколько раз уже приходилось наблюдать, как мама дает обещание маленькому человеку и тут же его не выполняет. Просит палку только посмотреть и тут же выкидывает подальше, авторитетно заявляя, что она совсем не нужна, зовет домой только на минуточку и оставляет там на весь день, обещает догнать и выпороть, а вместо этого усаживает в коляску или подмышкой тащит домой.
Постоянно несдерживаемые, даже мелкие и незначительные обещания учат лжи, с одной стороны, так как показывают наглядный образец, и ведут к потере веры родителю и разрушению родительского авторитета. В подростковом возрасте уже никто и никогда не узнает, где был молодой человек, что у него на самом деле на уме, а также куда он собирается, и почему не пришел ночевать. Искусство жить двойной, а то и тройной жизнь (для дома, для школы и для друзей) прочно пустило свои корни там, в детстве невыполненных обещаний.
Я не предлагаю сдерживать свое обещание выпороть ребенка как сидорову козу, я предлагаю давать только те обещания, даже в сердцах, которые собираетесь выполнять.
9. Разруливание кофликтов, навязывание друзей. Стоит только маленькому человеку подойти к какому-нибудь сверстнику, как тут же между ними или рядом возникает одна из мам, которая активно начинает учить детей правильно дружить друг с другом, или так же активно загодя пытается предотвратить возможный конфликт (кстати, часто тем самым его провоцируя).
А, может быть, один ребенок просто подошел посмотреть на другого, может быть, они обменяются взглядами (или нарычат друг на друга) и разойдутся. Детям не оставляют свободы воли. Они должны давать другим или не давать (все зависит от установки в голове родителя) свои игрушки, активно делиться, или, наоборот, отстаивать свои вещи, принудительно знакомиться… Никто не удосуживается в таких ситуациях хотя бы просто посмотреть на ребенка, а что хочется ему самому?
И малыши начинают ориентироваться на поведение и желания взрослых, так как мама же большая, она лучше знает… Так постепенно свои чувства и желания отодвигаются на задний план, и вот уже взрослый человек, поступивший в тот институт, который подсказывала мама, и устроившийся на ту должность, что посоветовала жена, приходит к кризису среднего возраста с опустошенной душой и пониманием, что 40 лет шел не туда.
А все идет от того, что в раннем детстве человеку просто не позволили задуматься и прислушаться к себе, не научили ценить свое внутренне состояние и свои потребности. Это не так уж и сложно делать, просто сначала надо смотреть на своего ребенка, а уже потом на окружающую действительность.
Previous post Next post
Up