Пока труппа новосибирской оперы отдыхает на летних каникулах, в кинотеатре «Кронверк» показывают спектакли The Metropolitan opera - «Кармен», «Травиату», «Армиду» и другие записи MET. Цена билета 600-650 рублей на семичасовые вечерние сеансы не способствует наполнению зала: семь, пять, а то и вовсе три зрителя на этих оперных показах - обычное дело. На «Турандот» Пуччини, впрочем, пришло человек десять, половина из них - почему-то с пивом и чипсами, а вторая половина - блогеры по проходкам.
Самую грандиозную оперу Пуччини, «Турандот», поставленную Франко Дзеффирелли в MET в 85 году, возобновили в 2009, запись возобновления для кинотеатров появилась, кажется, тогда же (поправьте, если я путаюсь в датах). В истории про неприступную китайскую принцессу, любительницу загадывать женихам загадки, а неотгадавших - казнить, есть место и лиричным линиям отдельных персонажей, и масштабным массовым сценам.
Императорский дворец в Пекине, блистательный и горящий золотом, и его обитатели противопоставлены черни - всё не относящееся к дворцу у Дзеффирелли постоянно находится в тени и внизу, костюмы хора сплошь серые (тем эффектнее, когда эта бурлящая бесцветная масса в недовольстве очередной казнью поднимается к дворцу). Иногда в кадре различаешь лица из массовки, но не безразличные, а живые, каждое со своим характером: испуганное, затравленное, злое или страдающее - актерская работа хора на высоте.
Первоклассно исполнившая ледяную жестокость принцессы Турандот Мария Гулегина поет несравненно лучше, чем играет. Царственная осанка удается Гулегиной, наверное, как никому, а вот переход от монаршей холодности и мужененавистничества к трепетной любви к принцу Калафу, отгадавшему все три загадки, происходит все больше на словах - на деле видится условность происходящего. Возможно, изматывающая роль Турандот, которую все ненавидят, к концу спектакля не оставляет сил на преображение. Отдельно замечу, что русскому зрителю Турандот в своем расшитом самоцветами голубом халате напоминает никого иного, как Снегурочку, причем немолодую.
Скитающийся татарский принц Калаф в исполнении итальянского тенора Марчелло Джиордани, тоже уже не юноши, при ближайшем рассмотрении настолько итальянец, что в антураже китайского дворца его сицилийская страстность выглядит несколько комично. Его Nessum Dorma заканчивается раньше, чем сердце зрителя начинает биться чаще от звуков любимой арии - поет он чисто, но без огня.
Прекрасна рабыня Лю-Поплавская. Самые высокие ноты она брала нежно и легко - никакой истерики, только самоотверженность и стопроцентное попадание в образ и технически, и драматически. Ее совместный с Сэмюэлем Реми (отцом Калафа) актерский дуэт также поразительно искренен, будто Поплавская играет не рабыню Тимура, а его любящую дочь.
Оркестр Metropolitan opera под управлением Андриса Нелсонса особенно замечательно звучит в тех местах, где Пуччини дает волю страсти и прочим большим чувствам. Сцена в первом акте, когда красивого персидского принца ведут на казнь, и толпа китайских подданых в ярости готова осадить дворец, чтобы прекратить череду смертей, невероятно эффектна - здесь хор и оркестр вместе нагоняют ужаса. Но когда звучат язвительные ориентальные песни министров Пинга, Понга и Панга или нежные арии Поплавской, оркестр деликатно следует им, подчеркивая характеры персонажей, а не оспаривая с ними влияние на публику.
Этот колоссальный, роскошный спектакль смотреть в кино очень и очень здорово. Мельчайшие детали костюмов, мимолетные эмоции, заботливо выхваченные камерой, а также бонусы в виде интервью с артистами в антракте и подробностями перемены декораций между актами - все это интересно само по себе, но кое-что, увиденное вблизи, пожалуй, лучше бы осталось неувиденным.
P.S.: вот вам документальное кино-разговор на тему Дзеффирелли
http://vk.com/video8564496_160707897?hash=d5c3851dc5d7a9bf