В апреле я побывала на двух симфонических концертах в оперном - на камерном «
Раскрепощении звука» в Малом зале 11 числа и на большом концерте в Большом зале 27 числа.
«Раскрепощение звука» прошло прекрасно. Не отметила для себя, много ли было народу, но сводить сюда далекого от академической музыки друга было не стыдно и нормально - он не только не уснул, но и очень даже расслушал оба произведения Стравинского («Кошачьи колыбельные» для голоса и трех кларнетов и «Три пьесы для струнного квартета») и «Крейцерову сонату» Яначека из первого отделения.
«
Кошачьи колыбельные» сочно исполнила Галина Кузнецова. Слушая ее, я нарисовала такую примерно тревожную (спасибо кларнетистам) картину: заботливая крестьянка-мать убаюкивает младенца на ночь, но уже представляет, как ей придется, уложив ребенка, выходить в холодную и опасную ночь бог весть за чем, но за чем-то придется. Может быть, там лежит у ворот пьяный муж, а может быть, на другом конце деревни случился пожар. Как-то так. Не думаю, что Стравинский вкладывал в это произведение что-то хотя бы отдаленно похожее, но я известный фантазер, да.
«
Крейцерова соната» Леоша Яначека - интересный и нескучный струнный квартет, спасибо музыкантам и тому, кто составлял программу, за него. Спасибо и ведущей концерта, Ксении Шумилиной за комментарии к произведению - так мы узнали, что «Соната» была написана по мотивам
повести Толстого, что меня особенно подкупило.
Про второе отделение мне уже нечего сказать, давненько дело было (помню только, что «
Весна» Мийо показалась мне похожей на музыку к советскому мультфильму про 12 месяцев, как если бы его снимал Бардин). Запиливать раз в период камерные концерты - дело хорошее. А то ведь есть в городе отдельные упертые зрители, которые никак не донесут свою тушку до филармонии, но ведь надо и образовываться, и вот тут все симфонические программы театра очень в жилу, и камерные, и некамерные. Рубикис, опять же, заявляет, что эти концерты еще и вехи «
профессионального роста оркестра».
Правда, считает ли так оркестр - вопрос. После симфонического концерта
27 апреля я в этом засомневалась (хотя какое мое собачье дело). «Нынешний концерт посвящен медной группе. Вся американская музыка - “концентрат” медных», - говорится на сайте театра, и концерт, действительно, был очень медным, особенно начало. «
Фанфара для простого человека» Копленда в качестве вступления к концерту была сыграна с боковых балкончиков зала, на сцене гремели ударные, а Рубикис дирижировал лицом в зал. Это было эффектно, но ближайшая ко мне труба была не слишком благозвучной, кроме того, вероятно, из-за размера зала, звук мотыляло от стены к стене так, что я не всегда улавливала мотив.
Зато
Концерт для кларнета с оркестром Копленда же, где солировал кларнетист Белякин, был просто изумительным. Сперва сдержанный, Белякин быстро разгорячился и наяривал на кларнете, как на саксе и с джазовым же драйвом. Браво! Во втором отделении Рубикис, мне кажется, впервые за год повторился, и оркестр дал «Американца в Париже» Гершвина» и «Симфонические танцы» Бернстайна, которые звучали на летнем опен-эйре. Покричала про себя «Мамбо!», так как команды зрителям не было. В зале с хорошей акустикой звучали они, конечно, иначе, чем из колонок на площади возле театра: более внятно, естественно, но и более академично, что ли.
Если бы не сомнительного содержания беседа после концерта, которая свелась к тому, что оркестру оперного еще расти и расти (реплика одних) и что музыканты играют эти концерты, не щадя живота своего, между операми и балетами (реплика других), было бы вообще прекрасно. Имею сказать спасибо театру и всем причастным за симфонические программы и за лекции Коробейникова перед ними, они, безусловно, нужны и важны. Только не надо так оправдываться, если вас критикуют, и не надо выносить сор из избы, вы же лучше всех, серьезно! И стрелки переводить тоже не надо. Салют!
Почитайте еще
Оксану, а я пошла.