Сирийское противостояние: религиозные подоплёки

Oct 13, 2013 16:13

2011й год: арабская весна в Ливии, Египте и Тунисе - люди не приемлят власть, основанную на диктатуре, принуждении, страхе, - эмоционально отрицается всё, что "насаждается". "Весна" не обошла и Сирию: 15го марта 2011го года проходят первые демонстрации против правительства Ассада. Более четырёх десятилетий Сирией правит семья президента Ассада: Башар Аль-Ассад был назначен в 2007 году на следующий семилетний срок ("назначен", потому что не было других официальных кандидатов). Все ключевые позиции правительстве Сирии принадлежат алавитам. "Восток - дело тонкое". Чтобы понять все грани актуальной ситуации, стоит осветить религиозную подоплёку противистояний в арабском мире в отношении Сирии.





Алавиты, истоки:
последователи Алавизма ("обожествляющие Али"), одного из ответвлений шиитского направления ислама. Причислять Алавизм Шиизму не совсем правильно. Алавиты изначально отошли в своих взглядах и религиозной практике от доминирующих исламских направлений так далеко, что во многом потеряли право считаться частью ислама вообще, превратившись в особую религию - смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований («джахилия»). Среди востоковедом есть мнения, согласно которым Алавизму присущны элементы эзотерики. Некоторые мусульмане ненавидели алавитов, воспринимая их не как особую религию, а как извращение истинной веры.

По мнению мусульманских врагов алавитов, сами алавиты, в свою очередь, также дистанцировались от мусульман и охотнее сближались с христианами, на женщинах которых нередко женились. Так, сближение между турецкими армянами и курдским алавитским племенем заза (в районе Дерсим) было таким тесным, что у нынешних потомков турецких армян сохранилось воспоминание об «армянах-заза». Этим может объясняться неоднократное появление гипотез, согласно которым алавиты являются потомками христиан: крестоносцев, киликийских армян и т. д.



"Алевиты" & "Алавиты": не смотря на то, что в литературе подчёркивается, что нельзя путать эти два направления (Алевиты распространены в основном в Турции и на Балканах. Алавиты - в основном в Сирии, также имеются в Ливии, Иордании, Израиле, Турции), "Али" кажется именем, которое объедияет оба направления (Али ибн Абу Талиб).

В Турции Алавиты преследуются с 1826го года. Интересный факт: алавитский шейх Насиф Нассар (Османская империя) выступил союзником российского флота в экспедиции во время русско-турецкой войны 1768-1774, когда Екатерина II направила русскую эскадру под командованием А. Г. Орлова из Балтийского в Средиземное море для операций против турецкого флота и для поддержки антитурецкого движения греков и славян.



В 20м веке происходило "формальное" сближение Алавитов с исламом:
В 1970 году алавит Хафез аль-Асад совершил военный переворот и стал президентом Сирии. Так как в среде сирийского населения оcманами, французами и британцами разжигались интенсивные антиалавитские настроения, это вызвало недовольство многих мусульман, христиан и евреев, указывавших, что по конституции президентом Сирии может быть только мусульманин.

В 1973 году имамы шиитов-двунадесятников приняли фетву, что на алавитов распространяются юридические правила отношений между шиитами, что означало официальное признание алавитов мусульманами (течением шиизма). Это усилило недовольство суннитов Сирии, которые составляют большинство населения этой страны. Под знаменем исламского сопротивления секулярно-алавитскому режиму в городе Хама произошло вооруженное восстание. Оно сопровождалось массовыми убийствами, в частности большинства курсантов артиллерийского училища. Подавление восстания алавитским руководством привело к гибели от 7 до 35 тысяч и к значительному разрушению города. По неподтвержденным сведениям, правительственными войсками против населения применялось химическое оружие.

В настоящее время наблюдается процесс постепенного сближения алавитов с шиитами-двунадесятниками, составляющими подавляющее большинство шиитов в мире. Этот процесс был инициирован Хафезом аль-Асадом и продолжается при его сыне Башаре на фоне военно-политического сближения алавитского режима Сирии с шиитским режимом Ирана. В алавитских селениях строятся мечети, алавиты соблюдают рамадан и другие мусульманские обряды.

Таким образом, не смотря на академические различия между Алавизмиом и Шиизмом, Шиизм фактически находится в центре арабского противостояния (Шиниты & Сунниты).

США, Англия и Франция фактически поддерживают суннитскую сторону в этом конфликте (Саудовская Арабия..). Лицемерность США при насаждении "демократии" хорошо видна на примере Бахрайна: о ситуации в этой стране СМИ молчат.. Притеснения шиитского большинства, жестокие подавления мирных демонстраций суннитским королём & государственным аппаратом активно поддерживаются Саудовской Арабией (важный нефтяной & торговый партнёр США) и игнороруются америкой. Участие Турции усугубляет ситуацию (большинство верующих мусульман в Турции - сунниты). ..пытаться классифицировать иностранных наёмников, воюющих на стороне повстанцев вообще нереально..

Во всём этом хаосе Израиль, у которого в арабском мире друзей нет в принципе (зато в избытке - параноидальный страх & атомное оружие), не делает ситуацию проще. Впрочем, это отдельная тема...
*********
использованы материалы википедии.

религии, война, Сирия

Previous post Next post
Up