о благодати

May 03, 2016 00:14

Щедро изливающаяся благодать Духа не стесняется никакими пределами; она течет непрестанно, богатит преизбыточно, дарует способность трезвенною чистотою, непорочною мыслью, чистым словом, непритворною добродетелью уничтожать ядотворную силу греха.1 Благодать не истощается и не оскудевает. Этот источник струится беспрестанно.4 Мы столько почерпаем от избытка благодати, сколько имеем веры, способной к ее принятию.1 Благодать Духа одна и неизменна, но действует она в каждом особенно, как хочет.2  Невозможно нам соделаться способными к приятию Божественной благодати, не изгнав из себя порочных страстей, которые овладели нашими душами. И в сосуд, который был занят какой-нибудь зловонной жидкостью, не вымыв его, не наливают мира. Посему должно быть вылито помещавшееся прежде, чтобы могло вместиться вновь вливаемое.3  Благодать распространяется подобно источнику, расположение же приступающих к ней является для нее сосудом, определяет меру, в какой каждый ее получает.4



По какой причине благодать Божия нисходит не на всех? Знай же, сие бывает потому, что она испытывает сперва произволение, а потом нисходит. Ибо, хотя и благодать, но изливается не просто, но, соразмеряясь с приемлющими, истекает в такой мере, в какой найдет вместительным представленный ей сосуд веры. А если бы не требовала она сперва зависящего от нас, то нисходила бы на всех. Но поелику испытывает произволение и потом посещает, то на одних нисходит и пребывает на них, от других же отступает, а на иных не нисходит и первоначально.5 Благодать действует в нас и для нас через наши усилия. Сделайте себя теплопроводными, и Господь исполнит вас теплотою Своею. 6

Всякий, православно крестившийся, получил таинственно благодать, но воздействует она (ощутительно) по мере делания заповедей. Хотя благодать сия не перестает помогать нам тайно, но в нашей состоит власти делать или не делать добро по своей воле.2 Прежде крещения благодать совне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ее, покушаясь преграждать уму все правые исходы; с того же часа, как возрождаемся в крещении, бес бывает вне, а благодать внутри. Почему и находим, что как древле господствовала над душою прелесть, так по крещении господствует над нею истина. Действует после сего и сатана на душу, как и прежде, а нередко даже горше того, но не как соприсущий благодати (да не будет!), а дымя, как бы пред умом чрез мокротность тела, приятностью бессловесных сластей. Бывает же сие по попущению Божию, чтоб человек достигал наслаждения добром не иначе, как проходя чрез бурю, огонь и искушение.7

Обязанность человека, очистив себя, домогаться, чтобы благодать обитала в нем и помогала ему. Благодать делается (для человека) стеною и укреплением и охраняет его от века сего для жизни века будущего.8  Без благодати Святаго Духа никому невозможно не грешить, никому невозможно приступить к исполнению святых заповедей и исполнять их, и свергнуть с себя власть и насильство, которое возымели над нами демоны.10 Стяжем благодать Святаго Духа - эту печать, это знамение избрания и спасения: оно необходимо для свободного шествия по воздушному пространству и для получения входа в небесные врата и обители.15 Если будете почаще себя контролировать, ходя в порядках христианских, чаще будете испытывать и действие благодати.6

Бог всех руководит действиями Своей благодати.16 В нас пребывает Вышний Господь и ради нас дается благодать, потому что раздающий благодать Господь соделался подобным нам человеком.17 Благодать не может совершенно отступить от нас, потому что собственным своим милосердием побуждается всех миловать. Божественная благодать отверста всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Ин. 7, 37).18

Не только наше происхождение из небытия, но и немедленное, по происхождении, научение тому, что должно делать и чего не делать, вложение закона этого в самую природу нашу, внедрение в нас неподкупного судилища совести - все это есть дело величайшей благодати и неизреченного человеколюбия.4

Без благодати никто не может служить Богу, т. е. благоугождать, исполняя во всем волю Божию.14  Благодать сделала (людей) из младенцев мужами совершенными. Благодать Божия сделала бы нас совершенно непобедимыми, если бы мы пожелали.4

Когда кто-либо долгое время проведет в подвигах и очистит свое тело от большого и малого греха по действию, а потом и душу от всякого желания и всякого вида раздражительности, и привычкою к добру устроит нрав свой, так чтобы отнюдь ничего не делать пятью своими чувствами без хотения ума, и по внутреннему человеку ничему такому не делать снисхождения, и человек будет покорен самому себе, тогда и Бог ради бесстрастия покорит ему все, благодатию Святаго Духа,.. так что ум будет царствовать подобно тому, как он в начале был создан, царством мудрым, целомудрым, мужественным и праведным.19 Как без солнечного света глаз не может воспринимать чувственное, так без духовного света ум человеческий никогда не может воспринять духовного созерцания.20

Вступив в подвиг, старайтесь противостоять духу тщеславия, - противьтесь ему и его преодолевайте. Придет сила Божия, принесет вам помощь и пребудет с вами, и во всякое время будет подавать вам ревность и теплоту, которой ничего нет дороже. Если кто из вас увидит, что он не одарен этой теплотою, пусть постарается взыскать ее, - и она придет к ищущему ее. Она похожа на огонь, который люди, когда желают вскипятить на нем немного елея, раздувают, пока разгорится, и который, разгоревшись, берет свою естественную силу и вскипает, восходя вверх и паля. Равным образом, когда увидите, что души ваши охлаждаются по нерадению и лености, поспешите возбудить их, проливая над ними слезы. Без сомнения, придет тот огонь и соединится с душами вашими, и - приобретшие его воскипят добрыми делами.16

Волны благодати и озарения Святаго Духа делаются приятными в сердце, и душа забывает вдруг земное. Волны благодати согревают ум и душу. Блаженны дела души, которая имеет в себе волны благодати. Она просвещается, услаждается, веселится, наполняется созерцанием и благоуханием.18 Огонь сей (благодати) прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила Воскресения, действенность бессмертия, просвещение святых душ, утверждение умных сил. Нисходящая благодать через очищение внутреннего человека и ума совершенно отъемлет покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и отревает от души всякую скверну и всякий нечистый помысл с тою целью, чтобы душа сделалась чистою и, прияв собственное свое естество, ясными очами и невозбранно взирала на славу истинного света.14

Благодать Духа: она побеждает телесные болезни и создает самую горячую любовь. Благодать не только сопутствует тебе в трудах и опасностях, но и содействует в самых легких, по-видимому, делах и во всем оказывает свою помощь. Кто имеет благодать у Бога, тот не боится никого, хотя бы терпел множество зол не только человека, но самого дьявола. Мы, хотя бы лишились друзей, хотя бы подверглись какому-нибудь другому бедствию, не будем чувствовать никакой скорби, если благодать будет находиться при нас и ограждать нас.4 Когда Божественною благодатию начнет очищаться дух человеческий, тогда он постепенно переходит от познания духов к духовному видению их. Это видение совершается умом и сердцем, даруется Духом Святым. Оно естественно уму и сердцу обновленным. Сердце, осененное Божественною благодатию, воскресает в духовную жизнь, стяжавает духовное ощущение, неизвестное ему в состоянии падения, в котором словесные ощущения человеческого сердца умерщвлены смешением с ощущениями скотоподобными.15

Божественная благодать, которая в одно мгновение может человека очистить и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение. Нередко благодать действует в человеке непрестанно, подобно тому, как и глаз в теле. Но вместе пребывает в человеке и грех, и в обольщение вводит ум. Присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека.14 Как же можно привлечь к себе благодать? Делая угодное Богу, во всем повинуясь Ему.4

Мы были врагами и грешниками, были лишены дара Божия и стали ненавистными Богу; а благодать есть свидетельство примирения, и дар подается не врагам и лицам ненавистным, но друзьям и людям благоугодившим. Поэтому надлежало прежде принестись за нас Жертве, разрушиться вражде во плоти, нам соделаться друзьями Божиими и тогда уже получить этот дар. Грех лишил нас настоящей жизни, а явившаяся благодать даровала нам не только настоящую, но и бессмертную, и вечную жизнь.4 Врачевство от всех вообще немощей - причастие Божественного естества или приятие Божией благодати. Если христианин не примет Божественной благодати и силы, по мере веры своей, то хоть он бдения совершает, хоть спит на голой земле, хоть поет псалмы день и ночь, молится и постится, все же он остается неуврачеванным и находится вне части Христовой, как и неверные.10

Кто не сподобился получить благодать Христову и познать ее умно присущею в душе своей, тот тщетно носит имя христианина, он одинаков с неверными. Ибо как Христос не мог творить знамений и чудес для неверов, так не может Он никого из тех помиловать, которые, хотя веруют в Него, но не познали прежде, что благодать Христова, Им и чрез Него подаваемая, она самая и есть милость и спасение.10

Лишаются же благодати и гибнут (люди) по двум причинам: или потому, что не переносят терпеливо постигших скорбей, или потому, что, усладившись греховными удовольствиями, предаются им.14 Как паутина не может сдержать дуновения ветра, так и душа, преданная миру, и человек душевный никогда не может принять благодати Духа.4  Как человек, души не имеющий, мертв в порядке мира сего, так и тот, кто не имеет благодати Святаго Духа, мертв в порядке Божием; и никак не возможно, чтобы он имел жительство на небесах.10  Душа страстелюбивая и грехолюбивая лишается благодати, отметает ее и вдовеет и чрез то делается жилищем страстей, - чтоб не сказать демонов, в настоящем и в будущем веке.13

Благодать Божия всегда упражняет произвол человеческий, так что не во всем покровительствует и защищает его, так чтобы не было уже места его собственным усилиям в борьбе с духовными врагами; и это для того, чтобы в случае победы над врагом он исповедовал помощь Божию себе, а в случае победы врага узнал свою немощь, и таким образом учился полагаться не на свою силу, но на помощь Божию и непрестанно прибегал к своему Покровителю.12

Благодать сокрыта бывает в поучении ближнего; бывает, что иногда она последует за мыслью во время чтения и научает ум своей истине посредством естественного следствия (из той мысли). Итак, если мы не будем скрывать сего таланта в таких и подобных частных случаях даемого (т.е. будем следовать тому, что внушает благодать), то действительно внидем в радость Господа (сподобимся действенной благодати). Благодать, наитствуя сердца верующих, сподобляет их воздействий своих, сообразно с их добродетелями, сама в себе не изменяясь. Алчущему Христа ради бывает она пищею, жаждущему - сладким питием, зябнущему - одеждою, труждающемуся - успокоением, молящемуся - извещением (что молитва услышана), плачущему - утешением.2

Одним из подвизающихся благодать сразу же идет навстречу и предоставляет им полное удостоверение в виде задатков, давая им отведать обетованных наград и принимая их к дальнейшим подвигам; других же выжидает конца их  подвига, уготовляя им, конечно, венцы за терпение, как и сказал некто из богоносных отцов: одни - прежде трудов, другие же - в течение трудов, а иные же - во исходе (своем из тела) воспринимают священные награды.9

Когда пришел Христос и так тесно соединил в Себе Божество с человечеством, что два сии, крайне расстоящиеся, т. е. Божество и  человечество, стали единым лицом, хотя пребывали неслиянными и несмешанными. С того времени человек сделался уже как бы светом, чрез соединение с оным, первым и невечерним светом Божиим и не имеет более нужды ни в каком писаном законе, потому что Божественная благодать Иисуса Христа, пребывающая с ним и в нем, плодоприносит ему благобытие, т. е. любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость и воздержание.10 Проявление ее (благодати) открывается по мере ревности каждого быть верным вере, но паче сего помощью и благоволением Господа Иисуса Христа.11

список авторов цитат;

1 сщмч. Киприан Карфагенский

2 прп. Марк Подвижник

3 свт. Василий Великий

4 свт. Иоанн Златоуст

5 прп. Исидор Пелусиот

6 свт. Феофан, Затв. Вышенский

7 блж. Диадох.

8 прп. Ефрем Сирин

9 свт. Григорий Палама

10 прп. Симеон Новый Богослов

11 патр. Каллист и ин. Игнатий

12 прп. авва Херемон

13 прп. Григорий Синаит

14 прп. Макарий Египетский

15 свт. Игнатий Брянчанинов

16 прп. Антоний Великий

17 свт. Афанасий Великий

18 прп. Ефрем Сирин

19 сщмч. Петр Дамаскин

20 прп. Максим Исповедник

святоотеческое учение

Previous post Next post
Up