Дополнение к моему посту -
Святая София- Богородица. В нем я пытаюсь показать, что святая София, храмы которой были главными храмами в древней Руси и Византии, была, скорее всего, матерью Бога.
Книга:
Древняго летописца часть первая - [вторая]. - Санктпетербург : При Имп. Акад. наук, 1774-1775. - 4°. Ч. 1: Ч. 1, содержащая в себе повесть произшествий, бывших в России при владении четырнадцати великих князей, с перва владимирских, по том московских, через сто двадцать пять лет, начиная с 6762/1254 года по 6887/1379: то есть от времен княжения великаго князя Александра Ярославича Невскаго до победы великим князем Дмитрием Ивановичем, прозванным по том Донским, одержанной над татарами у реки Вожи в Рязанской земле, в годе выше сего на последи упомянутом: изданная по высочайшему повелению, преславным сего 1774 года июля 10 дня заключенным стурками миром возвеличившияся, покравительницы и защитницы мус. - 1774.
Тут новгородцев призывают стать за правду Новогородскую и за святую Богородицу,
А дальше, в тексте, прямо соотносят Бога и святую Софию, как равноправные величины.
А в этом отрывке , как я понимаю, олицетворяют храм святой Софии с самым святым местом, которое надо защищать.И опять же с нами Бог и святая София.
И вот ттут Бог и святая София как последняя надежда новгородцев.
Кстати, если вы думаете, что тут говориться именно о Великом Новгороде, то спешу вас разочаровать.
Этих Новых городов у нас на территории региона Русь было много.
Честно говоря не понял, что владыка снял со святой Софии, но она была явно градообразующим сооружением. Кстати город каменный это не дома каменные а огород, изгородь т.е. стены.
А тут говорится о ремонте святой Софии.По тем временам, я думаю, покрыть ее свинцом было дороже чем сейчас чистым золотом.
Погорел Новый город.К
онец это несколько улиц, квартал или даже район, по старому. Подозреваю, что святая София были в Новгороде единственной церковью.
А еще в святой Софии хоронили самых почитаемых и уважаемых людей города.Впоследствии эта эстафета перешла к храму Архангела Михаила.
Кстати, если вы заметили то в книге почти нет дат. Тоже примета времени. Я думаю, что их вообще потом, в 18 веке вписали, когда переводили и издавали летопись.
В общем можно предполагать, что изначально Софией у нас на Руси и в Византии, которую у нас во всех летописях называли просто Греческим царством, в религии, которую сейчас на Западе называют - Ортодоксальной греческой, звали богородицу. Хотел написать - мать Христа, но не буду. Есть очень основательные предположения, что там не все было так , как мы себе сейчас представляем.