Как раньше портреты писали.

Mar 14, 2017 12:25

Меня заинтересовал этот пост тем, как в Европе изображали Суворова. И это, между прочим, конец 18 начало 19 века. А представьте что бы раньше? Поэтому рассматривая старые портреты можно говорить только о каких то тенденциях , канонах, представлениях, не более того.

Оригинал взят у ortheos в Древние традиции шарлиебды
Обратим внимание, что во время этой оголтелой травли Суворова Англия и Россия были союзниками, и у них был один враг - Наполеон. При этом ненавистью истекают британцы с британским именем "исаак" именно по поводу победоносного нагибания Суворовым "непобедимого" корсиканского недоантихриста.

Оригинал взят у babs71 в "Генерал Глотка".
Одним из самых знаменитых русских полководцев безусловно является генералиссимус Суворов. Причем, известностью он пользуется не только у нас в стране, но и на Западе. Характерно, что в американской книге Майкла Лэннингра "100 великих полководцев" Россию представляло всего четыре военачальника, и Суворов среди них занимает почетное второе место (первое место - Петр I, третье - Конев, четвертое - Жуков). Известность эта началась еще при жизни Суворова и, помимо всего прочего, отразилась в многочисленных английских карикатурах. Им и будет посвящен сегодняшний пост.

Исаак Крукшенк. "Царская забава". 7 января 1795 года:


Это - первая карикатура, которую можно теоретически считать связанной с Суворовым. Посвящена она знаменитому штурму Праги, предместья Варшавы, который завершился большими жертвами среди поляков. На Западе этот штурм без особых на то оснований представили кровавым злодеянием (некоторые идиоты до сих пор попрекают им Суворова). Сам Суворов на карикатуре не назван по имени, но поскольку именно он командовал штурмом Праги, можно считать, что именно он изображен на карикатуре.
Суворов в центре (держа под мышкой "Акт о капитуляции Варшавы") рапортует: "Итак, моя Царственная Госпожа, я в полной мере исполнил ваше ласковое материнское поручение, касаемое заблудшего народа Польши, и принес вам урожай из десяти тысяч голов, заботливо отделенных от их заблудших тел на следующий день после капитуляции".
Екатерина II отвечате Суворову: "Мой дорогой генерал, вы прекрасно выполнили мое Поручение; но разве вы не могли уговорить некоторых польских женщин ОТРАВИТЬ своих мужей?"
Одновременно она обращается к демону Ариэлю: "Пойди, мой крошка Ариэль, и подготовь наши алтари к этим прелестным жертвам, мы должны спеть Te Deum по этому случаю"
Демон Ариэль, витающий сверху: "Браво, это превосходит сцену с отравлением!"

Следующая карикатура связана уже с Итальянским походом Суворова.
Исаак Крукшенк. Генерал Суворов конвоирует французскую Директорию в Россию. 16 мая 1799 года:


Интересно, что хотя Суворов и выглядит на ней довольно симпатичным (хоть и совершенно непохожим на себя), на рукаве у него видна нашивка "Варшава" с изображением хищной птицы, терзающей младенца, с головы которого свалился фригийский колпак - напоминание о все том же штурме Праги.

После подвигов Суворова лондонской публике стало интересным, как он выглядит. Издатели принялись выпускать его "портреты".
Джон Чапмен. Генерал Суворов:



Фельдмаршал граф Суворов:



Франсуа-Луи Куше. Суворов. Генерал-аншеф армии русского императора:



Памятная медаль в честь победы Суворова в сражении на реке Адда.



Некоторые шустрые издатели просто меняли подписи под уже имеющимися портретами:
Чарльз Говард Ходжес. "Суворов" (здесь под видом Суворова публике впаривают портрет Вашингтона):



Валентайн Грин. Фельдмаршал граф Суворов-Рымникский. ("с подлинного рисунка, сделанного в Милане в мае 1799 года лейтенантом Фрисом, драгуном Карачаевского полка"):



Хавел Гальбенк с портрета работы Генри Синглтона по рисунку лейтенанта Бискевнини, драгуна Уолдекского полка:



Карикатурист Джеймс Гилрей также решил присоседиться к этой моде и создал портретную карикатуру (для лица он использовал портрет работы Джона Чапмена):
Джеймс Гилрей. Фельдмаршал граф Суворов-Рымникский. 23 мая 1799 года:


В нижнем правом углу имеется подпись: "Награвировано Дж. Гилреем с рисунка, снятого с натуры лейтенантом Шварцем, барко-гусаром Императорского полка" (лейтенант Шварц - один из псевдонимов Гилрея).
Внизу имеется так же текст (якобы цитата из "Венской газеты"): "Этот замечательный человек находится сейчас в расцвете жизненных сил, он ростом шесть футов и десять дюймов; он не пьет ни вина, ни водки; есть лишь раз в день и каждое утро погружается в ледяную ванну; одежда его состоит из простой рубашки, белого жилета и таких же брюк, коротких сапог и русского плаща; он ничего не носит на голове ни днем ни ночью; когда испытывает усталость, то заворачивается в простыню и спит на открытом воздухе; он предводительствовал в 29 генеральных сражениях и участвовал в 75 битвах".

В свою очередь, эта карикатура, вероятно, стала прототипом еще трех портретов Суворова вышедших в июне-июле 1799 года в разных издательствах:







Впрочем, возможен и вариант, что прототипом и самой карикатуры, и этих портретов был вот этот "портрет" Суворова:



Фамилия Суворов была созвучна английскому Swallow (Глотка), что успешно обыгрывали карикатуристы:
"Генерал Глотка, пирующий французским фрикасе". Май 1799:



Исаак Крукшенк. "Генерал Глотка, истребляющий французскую армию подобно Гулливеру, уносящему пятьдесят кораблей сразу, причем без всяких усилий!". 1 июня 1799 года


В левой части гравюры текст: "О, Боже мой! Если он дойдет до Парижа, то Директории ему не хватит даже на завтрак!.."

Исаак Крукшенк. "Русский Колосс, предприняв путешествие по Италии, Франции и так далее, несет домой несколько подарков для императрицы". 15 июля 1799


На поясе у Суворова лядунка с надписью "Les Directorie". Сидящие в ней члены Директории кричат: "Это чудовище уничтожит всех нас!"
Суворов пускает в них дым со словами "Эй вы там, сейчас же замолчите!" (окуривание врага - частый мотив карикатур, основанный на двойном значении глагола "to funk": "вонять" и "пугать"). Одновременно Суворов пускает ветры в сторону Испании (отношения России с Испанией в это время испортились в связи с отказом Карла V признать Павла I Великим магистром Мальтийского ордена). В нижнем правом углу изображен Петербург, в котором на башне сидит Павел I, кричащий: "Он идет, вот он идет - засунув всех их в свой ранец!" (возможно, здесь есть намек на то, что Суворов, вернувшись из Парижа скинет с трона Павла I).

Уильям Холланд. "Триумфальное вступление Суворова в Париж!!". Август 1799



Томас Роуландсон. "Нечто новое, или Суворов и его зеркало!". 7 сентября 1799


Подпись под заглавием отсылает к трагедии "Ричард III": "С тех пор как влез я в милость сам к себе, на кой-какие я пойду издержки... (смотри Шекспира)"
Надпись на зеркале "Не использовалось последние 40 лет" (возможно, отсылка к событиям Семилетней войны).

Джон Коуз. Великий Всепожиратель!!! Извержение, или Французская говядина слишком горяча для медвежьего желудка. 29 октября 1799


Генерал Массена заставляет Суворова извергать съеденных французов (а заодно ордена с надписями на лентах "Варшава", "Прага", "Измаил", "Мальта") со словами: "Как же так, генерал, неужели ваш желудок отказывается принимать это французское рагу? Извергните еще немного..." и, обращаясь к солдатам: "... выкажите ему такое же уважение, какое вы оказали бы и самому Императору".
Суворов отвечает: "Проклятье этому Массене, он дал мне такую порцию, что я изрыгну все, что я взял. Эти побрякушки столь омерзительны при выходе, что, боюсь, они разорвут мою глотку!!! Будь проклято ваше почтение!.."

И последняя карикатура. Суворов уже почти год как скончался, но по прежнему фигурирует в качестве персонажа карикатуры.
Томас Роуландсон. "Поединок на Болотных полях, или Великодушный Павел бросает вызов всем!". 30 января 1801.


Поводом для карикатуры послужил вызов на поединок, брошенный Павлом I всем монархам Европы.
Павел изображен в виде медведя. На ошейнике надпись "Paul Bruin" ("Павел-медведь"). В руках у него сабля с надписью "Закалено по суворовски" и щит с надписью "Всепожиратель" (очередное обыгрывание "генерала Глотки"). Рядом с медведем Суворов, зачитывающий ультиматум: "Да будет известно всем, что мой господин, самый великодушный, самый могучий, самый сильный и самый чудесный Великий Медведь Севера, находясь в здравом уме и твердой памяти, вызывает на поединок целый Мио и предлагает помериться силой и ловкостью здесь, на Болотных полях, после чего намеревается продолжить путешествие и посетить все дворы в Европе, Азии, Африке и Америке!"
Павлу противостоит премьер-министр Уильям Питт. На его сабле надпись "Закалено по нельсоновски", на щите - имена адмиралов: "Хау, Дункан, Нельсон, Джервис, Уоррен, Паркер"
Надпись на здании слева "Болотные поля" указывает место действия - окрестности Бедлама, знаменитого сумасшедшего дома.

P. S. Все картинки и примечания взяты из книги "Имперский шаг Екатерины. Россия в английской карикатуре XVIII века" (там еще очень много вкусного).
Previous post Next post
Up