Нашел тут один портрет Александра Невского.
Великий князь Александр Невский. Парсуна. Около 1725 (?). Челябинская областная картинная галерея.
Прелестно да ? Судя по одежде и не покрытой голове это дворянин 16 века а не монаршая особа.Кстати довольно молодой дворянин. А наличие меча( или что у него там ?) указывает нам на военачальника высокого ранга.
Я пробежался по другим изображением Александра и установил, что единого канона, как в случае с
Рюриком или
Ермаком, не было.И это странно.Если уже власть или церковь ( которая впрочем была подчинена власти целиком и полностью) устанавливала этот самый канон, то все остальные его худо, бедно но в основном придерживались. А тут нет, слишком большой разброс.
Есть вот такой вид икон Александра.Молодой человек с непокрытой головой и с мечом.
А вот тут особо хорошо видно, что он был не монархом. У Константина Великого корона на голове и нет меча в руках.Кстати а что все три означенных персонажа жили в одно время и были знакомы? Самое смешное, что так вполне себе могло быть.Ну судя по моим изысканиям.
Александр Невский, Константин Великий и Мария Магдалина
Школа или худ. центр: Нижний Тагил 1861-1881 гг.
Есть вот такая разновидность, без меча.
А тут, как я понял, с хоругвью.Но все равно голова не покрыта.
Там еще есть иконы с крестом и с свитком в руках. Но опять же все нарисованные личности- молодые мужчины без головного убора.
Есть еще одна разновидность портретов.Пожилой человек в головном уборе, без меча.Но не монаршая особа. Короны и скипетра нет.А крест скорее указывает на лицо духовного звания.
Святой Александр Невский. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа.
А вот в этом
моем исследовании древа Московских царей, есть такое изображение.Молодой человек в короне и, как я понимаю, со скипетром.Кстати сразу за ним, выше идет царь Михаил Федорович.
А есть еще один канон изображения Александра, кардинально отличающийся от других.Пожилой человек в схиме.
Иоанн (неизвестный), Авраамий Ростовский, Александр Невский. Двусторонняя икона-таблетка.Школа или худ. центр: Новгород.Вторая половина XVI в.
Александр Невский, со сценами жития Богатырев Иван Васильевич (?) Школа или худ. центр: Невьянск. Начало XIX в.
Святой Александр Невский, с житием.Школа или худ. центр: Москва. Конец XVII в.
В принципе в официальной истории написано, что Александр перед смертью постригся в монахи. У нас так делали все монаршие особы того времени. Но никого же из царей не писали на портретах именно в этом образе.
Ну и на последок, самое прикольное изображение.
Тут все прекрасно. и люди и одежда и кресты.Кто из них кто, я так и не понял.Кажись вот тот, слева, без бороды, Александр.
Святые князья Александр Невский и Феодор, с видом Александро-Невского монастыря.Греков Иван (середина XVIII в.).
Такое чувство, что это были , как минимум, три разных человека.Либо история нам врет и у этой личности была гораздо более многогранная карьера и жизнь.В общем гадать можно до бесконечности.
Но кто то из них был настолько важен для нашей истории, что его прах перезахоранивал лично Петр Первый.
"Перенесение мощей благоверного князя Св. Александра Невского Петром Великим в Петербург". Слева: Пётр Великий; справа: Меньшиков, Апраксин, Ягужинский
Дата 1870.
Как там было на самом деле, мы уже не узнаем.К сожалению.
Дополнение:
Выше в посте я уже приводил картину- Александр Невский, со сценами жития Богатырев Иван Васильевич (?) Школа или худ. центр: Невьянск. Начало XIX в.
По клику можно развернуть в большом разрешении.
А сегодня краем глаза зацепил за рекламу Сбербанка-"Экскурсия в запасники" и увидел там несколько старинных картин, в том числе и эту, в большом разрешении. . А теперь попробуем ее посмотреть поближе.
Прежде всего хочу сказать, что она написана в Невьянске. Это Свердловская область.Оттуда нынешний мэр Екатеринбурга в свое время вывез массу старообрядческих икон.(За что его потом под статью пытались подвезти) Так вот это был центр старообрядческой живописи аж до начала 20 века.И сама эта картина написана тоже старообрядцами.Достаточно посмотреть на то как Александр сложил пальцы для крестного знамени в двоеперстие. Опять же надо не забывать, что для всякого иконописца самое главное был канон, нарушать который было грех.Это очень важно знать для более полного осмысления данного изображения.
Итак посмотрим что же нарисовано на картине.Начнем со второго плана,
А вот текст, который появляется, если навести курсор на кружочек что справа от фигур. Насад это скорее всего тип судна. Правда оно какое то странное, По виду галера с аж тремя мачтами.Да и паруса на них не примитивные.
Там на берегу стоит какой то мужик. Может быть это и есть дозорный. Но надпись там точно не "Пелугий"
Справа от этих святых нарисована небольшая флотилия.Причем по виду это те же галеры.
Выше, на горизонте, видны силуэты зданий средневекового города.
За спиной у Александра виден еще один город. По виду тоже средневековый.
А теперь самое интересное. Битва.
А вот тут она крупнее.Что за надпись, я плохо разбираю.Лучше посмотрим на противоборствующие стороны. Что это за битва, непонятно. Ну явно вроде бы не Ледовое побоище.Хотя все может быть.Я уж тут ничему не удивлюсь.Справа, как я понимаю, наши.А вот слева какая то легкая кавалерия 16 века, да еще и чуть ли не в цилиндрах.
Я когда этих вот "цилиндры" увидел сразу вспомнил, что уже видел подобное.
Эта картина неизвестного художника 16 века - Битва под Оршей. Тогда схлестнулись русские и литвинские войска.
И фрагмент из нее.
Это вот гусары. По одним данным венгерские, по другим польские.Вот это вот конкретно венгерский. Кстати обратите внимание на оружие в руке у гусара.Это клевец. Фирменно оружие против рыцарей в тяжелых панцирях. Точно такой же
нарисован на всех изображениях Рюрика. И на картине- Битва под Оршей, рыцари тоже есть.
Я конечно могу ошибаться насчет гусаров но то, что с Александром Невским сражаются легкая кавалерия 16 века, видно хорошо.Опять же у меня уже был пост
об Александре Невском и с кем он сражался. Скорее всего со славянами из Пруссии и Прибалтики.
Что значат все эти "гусары", галеры, средневековые города я точно не знаю.Но это точно не 14 век, как нас хотят уверить.А скорее всего все таки 15-16.Что собственно совпадает с теми фактами, что приведены выше в посте.
Вот так, понемножку, по крупицам, и можно что то узнать о том, как там было на самом деле. Хотя бы в общих чертах.