Крижацкий закон в Тевтонском ордене.

Jan 03, 2016 06:14

 О Крижацком законе я впервые прочитал, когда писал пост об Александре Невском.Там в частности был такой текст:

Книга- Ядро российской истории, / Сочиненное ближним стольником и бывшим в Швеции резидентом, князь Андреем Яковлевичем Хилковым, ; В пользу российскаго юношества, и для всех о российской истории краткое понятие иметь желающих в печать изданное, с предисловием и о сочинителе сей книги, и о фамилии князей Хилковых. ; Иждивением книгопродавца и университетскаго переплетчика Христиана Ридигера. - Москва : Печатано при Императорском Московском университете, 1770.  Из архива Российской Государственной библиотеки .Сама книга была написана в конце 17 века, но опубликовали ее только в 1770 году.













Основной враг, с которым воевал Александр Невский это Лифляндские гермейстеры. Закон у них(или как сейчас говорят- вера) Крижацкий. А национальности они Чудь и Лифляндцы.
Давайте теперь посмотрим на место действия этих битв.
Карта;Regni Poloniae et Ducatus Lithuaniae Voliniae, Podoliae Ucraniae Prussiae, Livoniae, et Curlandiae. Впервые изданная в 1675 г.
И на ней мы видим на месте современных Латвии и Эстонии такую местность как Ливония. Чуть ниже Курляндия и Самогития.Это уже современная Литва.А ниже и левее ( в скрин не вошло) Пруссия или современная Калининградская область.




Но  впрочем в нашей практике Ливонию мы часто называли Лифляндией. Вот отрывок из той же книги Хилкова


И даже море или точнее современный Рижский залив так называли:



Потом на этом месте были Лифляндская губерния, которая занимала современную Латвию.
А вот в книге: Чеботарев, Харитон Андреевич (1746-1815).
Географическое методическое описание Российской империи, : С надлежащим введением к основательному познанию земнаго шара и Европы вообще, : Для наставления обучающагося при Императорском Московском университете юношества / Из лучших новейших и достоверных писателей собранное трудами университетскаго питомца Харитона Чеботарева. - В Москве : В Университетской типографии, 1776 .
Есть  такие строчки:









Опять вернемся к книге Хилкова.Князь Василий Дмитриевич в начале 15 века часто побивал Лифляндских Гермейстеров.




А это уже 1446 год.Опять Лифляндия и Шведы вместе.




А тут уже в дело вступает князь Иван Васильевич, дед Ивана Грозного. Это уже конец 15 века.Что интересно- воевал он со Шведами а Лифляндия и Финны часть Шведов.







А вот в игру вступает Иван Грозный. И опять упомянут закон Крижацкий. Комтурами называли уезды или провинции.




В связи с этим хочу привести еще одну цитату:

Закон Крижацкий конец взял. Року 1525 . Албрихт, мистр пруский, учинил присягу королеви Жигмонтови  в Крако†посрод ринку , на маестатЂ сЂдячому. Там же Албрихт скинул з себе плащ  крижацкий и на князство Пруское от кроля естъ преложен, и от того часу закон Крижацкий, з которым литва през килкасот лЂт розмаитые войны мЂвала в Прусех, загинул.

Правда тут и дата другая и мистр а не гермейстер и не Лифляндский а Прусский. А их разделяли, по крайней мере у нас.






Почему то Лифляндию отдали датскому принцу. Магнус (нем. Magnus; 26 августа 1540 - 28 марта 1583) - датский принц из Ольденбургской династии, брат короля Фредерика II Датского, король Ливонии с 1570 года, вассал Ивана IV Грозного. Он на нее имел права?

А теперь описание прудыдущей  войны.Тут опять отождествляется Ливония и Лифляндия.Причем она еще и дань прежним князьям русским платила.Поначалу мы победили. Но Ливонский Гермейстер попросил помощи у Польского короля и сдал ему всю власть в Риге, как я понимаю,  столице Лифляндии. И стал князем ( это очень важно, именно князем)Курляндским и Жмудским.А Ревель тут вообще Датский.Такое чувство, что в какой то момент Лифляндией владели Датские короли.Или шведские.А датские были под их власть.










Прочитав все это, вы наверно спросите - а где же тут Тевтонский орден то? Да нигде. Нет его тут. В русских документах и хрониках, написанных ранее конца 18 века,  такого ордена вообще не существует.А есть Ливония или Лифляндия, Курляндия,Пруссия.Есть шведы и  финны. Лифлянцы и  чудь и прочие жители жители современной Прибалтики, которые, как я понимаю, суть теже славяне.Мы и Польша с ними и за них постоянно воюем еще со времен Александра Невского.И никаким тевтонами тут и не пахнет.А когда я вижу словосочетание -Лифляндский Гермейстер, то почему то ассоциация идет на короля Польши или какого нибуть князя Рязанского. Т.е. это обычный правитель, обычного местного княжества. Что в общем то абсолютно логически укладывается в суть тогдашнего миропорядка. Есть княжество. У него есть князь.У князя есть дворяне, которые служат князю и живут за счет поместий или городов.А также есть вера а именно Крижацкий закон. В какой то момент в Пруссии этот Крижацкий закон "конец  взял ".Спустя несколько лет это произошло и в Лифляндии.По каким причинам, не знаю. Но если бы Пруссия и Прибалтика были в тот момент под единым управлением то все произошло одновременно.А так это разные княжества и новую веру утвердили с разницей в несколько лет.
Про лютеранство в Пруссии даже написано в Вики :

В 1525 году, после польско-тевтонской войны 1519-1521 годов, польский король Сигизмунд II Август и его племянник, великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт, принадлежавший к младшей ветви дома Гогенцоллернов, пришли к соглашению о том, что Альбрехт примет лютеранство и титул «герцог Пруссии». Таким образом католическое государство Тевтонского ордена превратилось в светское герцогство Пруссия, став первым в истории протестантским государством.

Видите, раз и нет Ордена.А есть герцогство и герцог. И первое протестантское государство.Вам не кажется, что как то это не логично? Какой же это к черту орден, если он вот так, без боя, свою веру сдал ?Да еще когда все вокруг этого и не делали.
А в другой статье этот же самый момент описан по другому:

Окончательная потеря могущества произошла в 1525 году, когда великий магистр Тевтонского ордена, Альбрехт Гогенцоллерн из династии Бранденбургских Гогенцоллернов перешёл в протестантизм, сложил с себя полномочия великого магистра и объявил о секуляризации прусских земель - основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену. Подобный шаг стал возможен с согласия польского короля и при посредничестве Мартина Лютера, автора этого плана. Новообразованное герцогство Пруссия стало первым протестантским государством в Европе, но продолжало оставаться в вассальной зависимости от католической Польши.

Тут еще смешнее. Протестантская Пруссия вассал католической Польши.Ой чего то мы явно не понимаем в той системе взаимоотношений братьев по вере.

В конце приведу отрывок из еще одной книги .

Книга - Древняя российская вивлиофика, : Содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российския касающихся; Изданная Николаем Новиковым, членом Вольнаго Российскаго собрания при Императорском Московском университете; Издание второе, вновь исправленное, умноженное и в порядок хронологической по возможности приведенное. - Москва : В типографии Компании типографической, 1788-1791. - 8°. Ч. 12. - 1789.
Грамота от 1599 года.


Это вот грамота цезаря Римской Империи.И он тут именует себя администратором над Кружаки Прускими.Тут не понятно, что имелось ввиду тогда под словом "Администратор"? И кто такие тогда Крыжаки? То ли это народность в Пруссии. То ли все предыдущие источники нам врут и это все те же славяне Крыжацкого закона?
Вообще концепция Ордена веры у меня лично как то начала вызывать явное сомнение.Откуда деньги на все это?Тут как то Константинов ( это тот самый, что написал "Бандитский Петербург") выдвинул версию:большая часть громких заказных убийств банкиров и олигархов в 90-тые была направлена на то, что бы лишить конкретные ОПГ( которые их крышевали) стабильного источника дохода.А без него любая ОПГ сразу же теряла в весе и влиянии.Пацанов надо кормить и вооружать.Опять же на взятки чиновникам и ментам ежемесячно уходят большие суммы. А еще связь( которая тогда была дорогая и без которой никуда),машины,бензин и так далее.А после убийства начальника твоей дойной коровы со стабильным источником средств наступали проблемы.
Так и с Орденами за веру.Без стабильного источника финансирования они просто не могут существовать. И статьи расходов у них в общем то теже самые.Источником же денег в древние века могла быть только конкретная местность. Т.е. опять же ты должен быть местной знатью. И тут все не так просто. Крестьяне ведь тоже не дураки. И просто так отдавать деньги не будут.Нужен общественный договор. Мы, т.е. крестьяне, пашем на вас а вы, т.е. дворяне, защищаете нас и ведете более или менее справедливый суд. Иначе бунты и восстания.И всех ведь не перевешаешь.А кто тогда пахать будет?
В общем мне кажется все эти Тевтонские ордена и прочие меченосцы это уже придумка 18-19 века. С какой целью, пока не понятно.Чего то хотели скрыть, переключить внимание.
Ну а что это была за Крижацкая вера сейчас уже очень трудно понять. Как мне тут как то подсказали -Крыжаки это от крыж - крест.Еще одно учение и трактовка веры в единого бога.Которому не повезло а отличии от лютеранства-протестантизма или греческого закона-православия и которое сгинуло почти не оставив следов.А может и оставило. И даже во множестве.Только мы сейчас эту веру называем совсем другим словом.
Темный претемный лес эта история. В частности и вообще.

Дополнение :

Книга: Вавилов, Павел Афанасьевич.
Драгоценный подарок детям, или Новая и полная энциклопедическая российская азбука, : Содержащая в себе все нужныя и полезныя познания для детей и другаго некотораго возраста и звания людей. : С 5 ю виньетами и 15 ю искусно-гравированными картинами. - Москва : В типографии Решетникова, 1818.
Вот опять же в этой цитате Невский воевал именно с Лифляндцами, как жителями определенной области а не с каким то там орденом. О котором в то время еще и не догадывались.



Previous post Next post
Up