К вопросу о датировке церквей.Есть в нашем Пермском Крае такой город как
Чердынь.Городочек маленький и сейчас ничего из себя не представляющий. А когда то был вторым городом Пермской земли.В моем расследовании
об исчезновении города Пермь Великая, он часто упоминается.Вот только иностранцы,почему то, упорно
называли его "Surdin". Еще одно из темных пятен Пермского края, коих у нас великое множество.Но сегодня не об этом.
Сегодня мы поговорим исключительно о старинных церквях города Чердынь. Точнее об их датировке.Ниже текст, взятый с портала
"Наш Урал":
Конкурс «По святым местам Урала»:Храмы Чердыни. Из глубины веков до наших дней
Чердынь - древний и загадочный город на севере Пермского края. Настоящим украшением Чердыни являются ее старинные храмы.
Церковь Иоанна Богослова
Первая христианская церковь на Западном Урале, связанная с историей крещения Перми Великой Чердыни в 1462 году. Первое кирпичное здание Урала.В связи с окончательным упразднением монастыря в 1784 г. церковь Иоанна Богослова была приписана к Богоявленскому приходу, а в 1912 г. передана вновь образованному Чердынскому Иоанно-Богословскому женскому монастырю (который существовал до 1918 г.).
Год постройки: 1718.
Адрес: Пермская область, г. Чердынь, ул. Мамина-Сибиряка, 17
Координаты: 60.408365, 56.487836
Собор Воскресения Христова
Собор был построен в 1750 году на месте обветшавшей деревянной Воскресенской церкви, на одном из семи холмов в центральной части Чердыни, и был освящен в 1754 г. К двухсветному храму пристроено два придела - в 1751 г. с южной стороны, в честь Стефана Пермского и в 1785 г. Никольский, с севера.
В 1908-1911 гг. собор значительно перестроили, на бутовом фундаменте из красного кирпича возвели расширенную трапезную, паперть, ризницу и новую колокольню.
Церковь Спаса Преображения
Каменная двухэтажная церковь во имя, Преображения Господня с каменной колокольней была построена в 1730 году на месте старой деревянной Преображенской церкви. Верхняя церковь (холодная) была освящена во имя Преображения Господня, нижняя (теплая) - во имя Казанской Богоматери.В 1849 году прихожане и священнослужители Преображенской церкви обратились с просьбой о разборке старой и постройке новой каменной колокольни.
Церковь Спаса Преображения слева а Собор Воскресения Христова справа.
Сейчас Церковь Спаса Преображения стоит в очень урезанном виде, без колокольни а Собор Воскресения Христова, такое чувство, несколько изменили фасад.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Построена позже всех, в 1784 году. Предшествовавшая ей деревянная церковь принадлежала девичьему монастырю, упраздненному в 1764 году. Колокольня была построена взамен старой в 1884 году.
В 2001 году интерьер церкви отреставрирован. В настоящее время в здании Успенской церкви находится Музей истории веры.
Церковь Богоявления Господня
Построена в 1751 году. Расположена на холме между Воскресенским собором и монастырем. От других ее отличает усложненное композиционное построение и художественное убранство фасадов. К сожалению, эта церковь не сохранилась в полном виде. Строилась она в несколько этапов. Всем ее трем престолам соответствовали ранее три деревянные церкви. В 1751 году было закончено строительство основного, двусветного храма с сев.приделом во имя апостолов Петра и Павла. После того, как в городе сгорела церковь Прокопия Устюжского, над трапезной строится еще один придел. В то же время старую, отдельно стоящую колокольню заменяют каменной. В конце XIX века эта колокольня была разобрана и построена новая, более объемная и красивая. Богоявленская церковь сильно пострадала во время пожара 1792 года. Пришлось заново делать перекрытия, приобретать утварь и книги. Иконостасы и настенную живопись в 1808 году выполнил чердынский «живописный мастер» Андрей Петрович Марков. О всех этих изменениях кратко сообщает церковная летопись, вписанная в резной деревянный картуш - медальон, который висел в притворе церкви (сейчас он находится в Чердынском музее). После пожара 1792 году в Богоявленской церкви сосредоточиваются многие уникальные предметы старины: церковная утварь, вкладные книги и кресты, рукописные сборники, деревянная скульптура и даже предметы старинного вооружения.
В настоящее время в здании церкви находится хлебозавод.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А теперь почитаем отрывок из одной книги. Ее автор-
Васи́лий Никола́евич Берх (1781-1834) - русский историк флота и морских географических открытий, полковник. В 1809 году, вышел в отставку по болезни и вновь начал службу спустя год, советником пермской казенной палаты. Находясь на службе в Перми, занимался исследованием исторических древностей как в самой Перми, так и в Чердыни и Соликамске, составил их описание.Считается очень авторитетным источником по краеведению Пермского края.
Написал книгу; Путешествие в города Чердынь и Соликамск для Изыскания исторических древностей. СПб., 1821. Отрывок из нее:
Как видите, незадолго до приезда Берха в наш край на службу а именно в 1792 году, город Чердынь сгорел почти дотла ( в другом источнике читал,что город после этого пожара фактически заново перепланировали ). И уцелела только одна церковь.Это, судя по всему, Церковь Богоявления Господня , последняя в приведенном мной списке, в которой сейчас расположен хлебозавод. А как же остальные церкви, которые датируются ранее 1792 года? Честно, не совсем в курсе.Но вот прямо в описании Собора Воскресения Христова упоминается: В 1908-1911 гг. собор значительно перестроили, на бутовом фундаменте из красного кирпича возвели расширенную трапезную, паперть, ризницу и новую колокольню. А по фотографии прямо видно, что весь собор состоит из красного кирпича. Да и в остальных церквях колокольни построены уже в 19 веке.Кстати о пожаре благоразумно нигде в истории города Чердынь не упоминается.Что бы не портить впечатление туристам.А то какой то он не старинный получается "древний город Чердынь".Опять же в описании Церкви Богоявления Господня пишется - После пожара 1792 году в Богоявленской церкви сосредоточиваются многие уникальные предметы старины: церковная утварь, вкладные книги и кресты, рукописные сборники, деревянная скульптура и даже предметы старинного вооружения. А вот Берх, почему то, ничего этого не нашел в свое время.Опять темное пятно.Не первое и далеко не последнее в истории Пермского края.
Вот так у нас и пишут историю. Где то, о чем то умолчат.Где то, что то натянут. А где то и прямо соврут.