Продолжаем мои исследования
о городе Рязань , исчезнувшем в конце 17 века. Сегодня мы с вам споем несколько старинных песен. Первой будет песня , вызвавшая гнев незабвенного Ивана Васильевича Бунша. Помните такую?
Click to view
А не силная туча затучилася,
а не силнии громы грянули:
куде едет собака крымской царь?
А ко силнему царству Московскому:
«А нынечи мы поедем к каменной Москве,
а назад мы поидем, Резань возмем».
А как будут оне у Оки-реки,
а тут оне станут белы шатры роставливать.
«А думайте вы думу с цела ума:
кому у нас сидеть в каменной Москве,
а кому у нас во Володимере,
а кому у нас сидеть в Суздале,
а кому у нас держать Резань Старая,
а кому у нас в Звенигороде,
а кому у нас сидеть в Новегороде?»
Выходить Диви-Мурза сын Уланович:
«А еси государь наш, крымской царь!
А табе, государь, у нас сидеть в каменной Москве,
А сыну твоему в Володимере,
а племнику твоему в Суздале,
а сродичю в Звенигороде,
а боярину конюшему держать Резань Старая,
а меня, государь, пожалуй Новым городом:
у меня лежатъ там свет-добры-дни батюшко,
Диви-Мурза сын Уланович».
Прокличет с небес господен глас:
«Ино еси, собака, крымской царь!
То ли тобе царство не сведомо?
А еще есть на Москве Семьдесят апостолов
опришенно Трех святителей,
еще есть на Москве православной царь!»
Побежал еси, собака, крымской царь,
не путем еси, не дорогою,
не по знамени, не по черному!
Эту песню в 1619-1620 годах записал английский путешественник
Ричард Джемс. Почитайте его биографию на Википедии, там много интересного
Мы же с вами разберем вышеприведенный текст. Он посвящен
татарскому нашествию крымского хана Давлет Гирея. Сейчас об этой войне у нас практически никто не знает. А ведь на кону стояло само существования России как назависимого государства. Но как всегда - от героев былых времен не осталось порой имен......
Ну а мы вернемся к песне. Во первых название города в ней пишут через "е" -Резань.Собственно у меня накопилось уже довольно много материалов, где написано именно так.Судя по всему так в древности этот город и называли.
Во вторых странно, что сначала идут брать Москву а только потом идут именно к Резани и там на берегу реки Ока( а Резань стоит именно на ней ) думают думу. По идее все должно быть наоборот. Резань стоит практически на пути из Крыма в Москву. Логичнее сначала взять ее а потом уже около Москвы-реки думать думу и делить города. Что то в городе Резани было такого сакрального ( ну я собственно и раньше об этом
писал в своем исследовании ), что давало повод именно ее оставлять на последок и не Москву.
Кстати тут есть небольшая нестыковка. В середине 18 века было официально заявлено - город Рязань был разрушен в 1568 году. А вот по современной истории поход Давлет Гирея начался только в 1571 году. Ну нашим историкам виднее, они как всегда лучше знают, что там было на самом деле, чем тогдашнии историки. Они сейчас вообще заявляют, что Резань аж в 1237 году была разрешена и с тех пор не восстанавливалась. А ее вон в середине 16 века татары делили.
Опять же очень интересен "рейтинг" городов, которые предлагались для конкретных приближенных Давлет Гирея: Владимир, Суздаль, Звенигород, Резань и Новгород. С последним не совсем понятно, какой именно Новгород имелся ввиду. Может и Нижний. А может и еще какой. Было как минимум четыре-пять городов с таким названием. Просто до настоящего времени дошли только два, они и в истории остались.
Идем дальше. Очень интересен вот такой пассаж:
а меня, государь, пожалуй Новым городом:
у меня лежатъ там свет-добры-дни батюшко,
Диви-Мурза сын Уланович».
Такое чувство - отец этого Диви-Мурза жил в Новгороде. И совсем не пленником. Что в общем то для тех времен совсем не из ряда вон выходящее событие а банальное дело. Я об этом как то уже писал в одном из своих постов -
Откуда есть пошло российское дворянство. Вполне возможно, Новгород был отдан батюшке Диви-Мурза в управление кем то из русских царей. Ну вот в статье о том же
Звенигороде так прямо и пишется - Иван Грозный пожаловал Звенигород татарскому царевичу Муртазе-Али. Впрочем, Звенигород и раньше спорадически жаловался служилым татарским царевичам и князьям. Вот интересно чем был так знаменит и богат в середине 16 века Звенигород, что его аж сродичу Давлет Гирею планировали отдать? Тоже ведь загадка.Очень интересно упоминание в тексте
Семьдесят апостолов и
Трех святителей. По сегодняшней историографии это сугубо православные святые. А тут ими пугают какого то "басурмана", который по идее плевать должен на них. Они для него никто. А может и кто. Это сейчас все религии отличаются друг от друга. А тогда все было по другому. Вполне возможно, что Давлет Гирей был еще более "православным" , чем жители Москвы.
Ну и конечно очень удивляет "Господен глас" который собственно и говорит про этих апостолов и святителей. Получается - бог то у московитов и крымских татар один. Да еще он любит разговаривать с землянами. Хотя для жителей того времени это было в порядке вещей.Я тут уже как то разбирал Лицевой свод Ивана Грозного , который как раз тогда правил на Руси. Пост -
Боги они как люди , только живут на небе.
В тексте Резань называют "старой". Саму песню сложили позже татарского нашествия. Значит по идее на тот момент уже была Резань новая. Старую могли и не востановить а построить на новом месте. Но вот о таком городе я пока упоминания не встречал. А может и встречал, просто не понял. По книжке же хрен поймешь о ком или о чем идет речь? Да собственно чего далеко ходить, вон выше я уже задавался вопросом о каком именно Новгороде идет речь?
Ну и напоследок отрывок из былины "
Поездка Василия Буслаева в Иерусалим". Самое интересное, в Википедии сейчас пишут -
Васи́лий Бусла́ев - герой новгородского былинного эпоса. А вот по былинам получается не совсем так:
Преж Резань да слободой была,
А теперь Резань да славной город стал,
Почему это Резань прославилась?
Потому Резань это прославилась,
Что хороша она да испостроилась.
Хто был в городи строителем?
Хто был управителем?
Управителем был Василей сын Буслаевич,
Построил Резань да славным городом.
Здумал Василей черлен караб строити...
Ну вот, теперь вы знаете имя основателя города Резань.