Религия у крымских татар.

Aug 15, 2016 01:04

Очень интересная тема - какая религия была у крымских татар.И поможет нам в этом книга:
Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян / Перевод В. И. Матузовой. Отв. ред. А. Л. Хорошкевич - М.: Изд-во МГУ, 1994.
Об авторе:
Михало́н Литви́н (лат. Michalon Lituanus) - посол Великого княжества Литовского в Крымском ханстве, мемуарист-этнограф XVI века. Составил в 1548-1551 годах записки «О нравах татар, литовцев и москвитян» (лат. De moribus tartarorum, lituanorum et moscorum), изданные в Базеле в 1615 году.

И начнем прямо с самого начала книги.Оказывается татары род свой ведут от Авраама. Того самого.Кстати в первоисточники они тартары.Но так их называли где то до 18 века.



Точнее от его сына : Измаи́л (ивр. ‏יִשְׁמָעֵאל‎‏‎‎ - Yishma’el, Yišmāʻēl, Ишмаэль; греч. Ισμαήλ - Ismaēl; лат. Ismael; араб. إسماعيل‎ - ʼIsmāʻīl; буквальный перевод - «Да услышит Бог») - упоминаемый в Библии старший сын (первенец) Авраама (Быт. 16:3) от рабыни Агари. Удалённый вместе с матерью в пустыню Фаран, он вырос на свободе, женился на египтянке (Быт. 21:21), и от него произошло двенадцать сыновей (Быт. 25:13), ставших родоначальниками мелких племён бедуинов, которые завладели пустыней, лежавшей между Ханааном и Египтом (Синайский полуостров).

И ссылка на Ветхий завет.



А живут татары, оказывается, по заветам Соломона.




И опять ссылка на Священное Писание, точнее на Ветхий завет.




У татар есть синагоги. А мечети в книге вообще не упомянуты. Муллы, кстати тоже, только кадии. Это судьи.




И опять прямая ссылка на то, что татары живут послушные Священному Писанию.




А во главе таможни у них стоит иудей.Ну а чего, дело то житейское.




И опять ссылка на Ветхий Завет.Оказывается невольничество абсолютно богоугодное дело, предписанное сами Господом.




А тут мы узнаем, что московитяне и не христиане вовсе. А это ведь середина 16 века. Свят, свят. Неужели иудеи? Походу да.



И опять нам говорят, что рабство угодно Богу.А татары живут по Священному писанию.




А в этом фрагменте мы узнаем, что многоженство это обычай древних и о нем говориться в Библии. И татары живут по этому обычаю а значит следуют, опять же, Священому Писанию.



А вот и сноска 168, которая упомянута в предыдущем фрагменте.Тут, как я понимаю, ссылка на Ветхий завет, где говориться о многоженстве.




Ну и наконец то мы дошли до того, какая все таки религия была у Крымских татар. Ислам. Вот только в тексте такого названия нет.Наверно еще не придумали.Ну правильно, если он основывается на иудаизме и несторианстве.



А мне сразу вспомнился отрывок из другой книги:

Абу-л-Гази (1603-1664).
Родословная история о татарах, : Переведенная на францусской язык с рукописныя татарския книги, / Сочинения Абулгачи-Баядур-хана, ; И дополненная великим числом примечаний достоверных и любопытственных о прямом нынешнем состоянии Северныя Азии с потребными географическими ландкартами, ; А с францусскаго на российский в Академии наук [перевел В. К. Тредиаковский]. - [Санктпетербург] : При Имп. Акад. наук, [1768].
Собственно в нем написано примерно тоже самое. Религия пошла от иудеев и несториан а помогал во всем этом монах Сергий. Только вот в середине 16 века имя-Магомет, было еще неизвестно, почему то.




А тут вообще смешной текст. Христиане, по мнению татар, оказывается варвары, недостойные носить имя Христа.




А все потому, что погрязли в распутстве и лени.Стареющий бог это, как я понимаю, Саваоф.И опять упоминание о синагогах, в которых молятся татары.




Хотелось бы вспомнить еще отрывок вот их такой книги :

Карамзин, Николай Михайлович (1766-1826). История Государства Российского / [Николай Карамзин]. - 4-е изд. Т. 1-. - Санкт-Петербург : иждивением книгопродавца Смирдина, 1833-1835. - 19. Т. 1. - 1833.







У меня есть расследование об исчезновении города Резань. А там разбор песни, которая была написана в 17 веке а уже в 20 очень сильно рассердила Ивана Васильевича Буншу.Она посвящена набегу татар на Москву как раз в середине 16 века. А там такие строчки:

Прокличет с небес господен глас:
«Ино еси, собака, крымской царь!
То ли тобе царство не сведомо?
А еще есть на Москве Семьдесят апостолов
опришенно Трех святителей,
еще есть на Москве православной царь!»

Я помню тогда еще недоумевал, почему это крымский царь должен пугаться каких то апостолов и святителей?Оказывается они были для него вполне себе авторитетами.

А теперь подведем итоги. В книге Михалона Литвина прямо говориться , что Крымские татары жили по Ветхому завету. (Новый завет вообще не упоминается. Может быть его еще не написали?). Молились в синагогах и чтили Христа.Коран или как тогда говорили у русских Алкорань, в книге вообще не упоминается.Так же как и Мухаммед-Магомед. ( И Аллах,  т.е. бог на арабском еще не стал именем собственным)  . Похоже о них еще просто не  знали. А сама религия, которая есть по сути один из вариантов иудаизма, вообще никак не названа. Никакого Ислама нет и в помине.Как и христианства на Руси.И это все середина 16 века.
Вы удивлены ? Я нет. У меня всему этому посвящен целый цикл исследований - Христианство и другие религии мира. И то, что там написано, достаточно сильно согласуется с информацией из книги Литвина.
Еще в 16 веке то, что мы теперь называем Ислам, было все го лишь одним из вариантов веры в единого бога.Особо не отличающегося от того же православия ( которое тогда называлось греческим законом) или католицизма. Собственно и сейчас, большинство из нас, не знает чем отличается католицизм от протестантизма.Но бытие определяет сознание и религию тоже.Арабы и тюрки очень сильно отстали от нас и европейцев в уровне жизни и развитии. И у них, постепенно, сформировалась абсолютно другая религия, которая в корне отличается от европейских.Но тогда, в 16 веке, все еще жили более или менее на одном уровне а значит и религии почти не отличались.
Да, и повторю мой давний тезис- историю раньше 16 века мы по существу не знаем.Так только догадки и гипотезы.

Дополнение :
Оказывается этому есть историческое подтверждение:

Караи́мы (караимск. крымский диалект: ед. къарай, мн. къарайлар; тракайский диалект: ед. karaj, мн. karajlar; от др.-евр. קָרָאִים - «караим», букв. читающие) - немногочисленная этническая группа[10] , происходящая от тюркоязычных последователей караимизма в Восточной Европе.
Будучи похожими по разговорному языку, устному фольклору, бытовым обычаям и образу жизни на окружающие тюркские народы [17], караимы тем не менее традиционно исповедовали караизм - религию, родственную иудаизму или же трактуемую как секта иудаизма, пользовались древнееврейским языком в деловой переписке, научных трудах, литургии и надгробных эпитафиях
.

Крымчаки́ (крымч. кърымчахлар, ед. число - кърымчах; самоназвания до 1917 года: еудилер - «иудеи», Срэль балалары - «дети Израиля») - немногочисленная еврейская[1][12][13] этнолингвистическая тюркоязычная группа, представители которой традиционно исповедовали талмудический иудаизм, проживали в Крыму и говорили на крымчакском диалекте[14][15][16] (говоре) крымскотатарского языка.
Предположительно существует преемственность крымчаков с древнейшим еврейским населением Крыма. Однако образование крымчаков как особой этнолингвистической группы началось в XIV-XVI веках из представителей еврейских общин Европы, Малой Азии, Кавказа и Ближнего Востока[12]. Анализ крымчакских фамилий наряду с тюркскими обнаруживает ашкеназские и сефардские[19][20
].

Это остатки тех племен, что когда то жили на территории Крыма и воевали Московию и Великое Княжество Литовское.
Previous post Next post
Up