Проехав почти 800 км, мы выгрузились из маршрутки в п.Мяунджа.
Оттуда на УАЗике-таблетке еще около 40 км до самого разреза "Кадыкчанский", принадлежащий ООО "Колымская угольная компания"...
На утро все оказалось не так мрачно...
Разрез функционирует с 1957 года. Вообще, добыча угля на Колыме ведется с 30-х гг. ХХ в. До 1991 года разрез находился в ведении "Северовостокугля".
Весь уголь идет на Аркагалинскую ГРЭС (п. Мяунджа), в Оротукан и т.д.
В советские годы разрез работал круглосуточно и круглогодично. Угля добывали до 1 млн.т в год. Сейчас работы на разрезе ведутся только в зимний период. Запасы Кадыкчанского разреза (старое название Тал-Юрях) оцениваются в 300 миллионов тонн. Т.е. на 300 лет непрерывной добычи!!!
По рассказам местных товарищей, сейчас вся энергетика Колымы работает на 30% своих мощностей. Основной потребитель электроэнергии - рудники (золото и олово). Но так как добыча металла ведется не в полную силу, приходится терпеть...
Качество угля на разных участках разреза отличается. Есть хороший уголь, есть не очень...
Стандартное добывающее оборудование угольных разрезов: карьерные экскаваторы, карьерные самосвалы, бульдозеры...
...буровые станки.
Слева на фото видно облако пыли, поднятое работающим буровым станком из скважины.
Опустошенный карьер.
Основа всех открытых горных работ - ЭКГ-5А, экскаватор карьерный гусеничный, с объемом ковша 5 кубометров.
Его старший брат - ЭКГ-8И (объем ковша 8 кубометров).
Буровой станок СБР-160, с резцовыми коронками...
Буровой станок СБШ-250, шарошечный...
А это - шарошечная бурильная головка...
Непосредственной добыче угля предшествуют вскрышные работы - удаление горной породы, покрывающей угольные пласты.
А это уже погрузка угля на складской площадке, для доставки его потребителям...
Дни, в принципе, выдались неплохие, солнечные. Местные рассказали, что такая высокая температура (-6...-10 С) для октября - большая редкость. Обычно на дворе уже -20С и ниже...
Свежий воздух, тишина... И все. На этом благостные чувства заканчиваются. От избытка снега можно свихнуться. Побег в таких условиях равен самоубийству. Иосиф Виссарионович знал толк в наказаниях :-)
На въезде на территорию разрезоуправления с давних времен сохранилась надпись "СЛАВА ТРУДУ".
С тех пор лишь поменялась окраска...
С обратной стороны надпись усилена крепостной стеной из шин БелАЗов, затейливо расписанных в разные цвета...
Ну и еще один символ прежней эпохи. Серп - красный, молот - синий, а ракета - белая. Все в порядке!