Про депрессию

Jan 25, 2012 15:00

Оригинал взят у в Про депрессию
Обещанный вчера (http://marsia.livejournal.com/1782529.html#comments) пост о клинической депрессии и ее признаках. Там, где нет моих примечаний, - записано со слов Лилии Григорьевны Урсовой (http://www.psyinst.ru/prepod.php?id=56, я учусь в ИППиП). Информации много, поэтому не обессудьте, если пост будет не слишком структурирован.


По статистике, невыявленных случаев депрессии больше, чем выявленных (т.е., случаев, когда больной обратился к врачу) и рост количества случаев неизбежен, поскольку меняются условия жизни (тут есть очень интересные факты по биохимии, жизнь в цивилизованном обществе не может обеспечить человеку должный уровень активности (физической и не только), нарушается гормональный баланс (накапливается кортизол, о нем пару слов позже), ухудшается выработка серотонина, но это не из лекций, это из спецлитературы, боюсь писать более подробно, чтобы ничего не перепутать)

Признаки:
1) Снижение настроения, достигающее "несовместимой с жизнью тоски". Т.е., если у человека появляется мысль о смерти, как избавлении, о самоубийстве - это оно. Человек может понимать, что в мире все не так уж плохо, и его жизнь не так уж плоха, но жить для него - невыносимо. (Но у хорошо социально адаптированной личности может быть активной та "часть личности", которая позволяет держаться (мощное Супер-Эго, например). До поры до времени. - МШ)

2) Идиаторная заторможенность. Все, что раньше давалось легко, требует от человека огромных усилий концентрации, иногда заторможенность доходит до полной остановки мыслей. Еще хуже становится от того, что человек думает, что это он так деградировал, что это необратимо, опасается, что это начало разрушения мозговой деятельности. Важно, что при приеме лекарств, эта самая способность "соображать" резко восстанавливается.
Пример такой заторможенности: невозможность координировать, или, на самом простом уровне - человек пришел в магазин и забыл, зачем пришел. Теряет к этому интерес, на фоне общей потери смысла всего, и уходит.

3) Один из самых важных признаков - умирают чувства. Аnaesthesia psychica dolorosa. Речь идет не только о чувствах к близким ("Да, я знаю, что это - моя жена и дети, но я просто ничего не могу к ним чувствовать, ничто не имеет значения" - пример из жизни. МШ). Кроме того, человек теряет ощущения вкуса еды (иногда - совершенно теряет, не знает, соленая еда или нет), ощущения тела. Анестетика эта может заменять желание плакать (и благодаря ей, в общем, депрессия часто протекает скрыто, подумаешь, человека ничего не радует, "жизнь такая". - МШ). Иногда, единственное, что держит человека, - мечта о чем-то, чего он достигнет, и тогда "все будет хорошо". Но может случиться так, что он достигает, а достижение уже "не радует", и тогда резко теряется желание жить.

4) Двигательная заторможенность. В очень глубоких случаях, доходит до того, что человека кормят с ложечки.

5) Человек стремится максимально избегать любых раздражителей, шума. Для него главное - чтобы "его не трогали". (Психическое напряжение таково, что любое дополнительное воздействие мучительно. - МШ)
Попытки близких "развеселить", "растормошить" могут приводить к усилению отчаяния и к суициду.

6) Это единственное психическое заболевание, в котором с утра человеку хуже, чем в другое время. В других случаях человек после отдыха чувствует себя лучше. Большая часть суицидов происходит с утра. Пульс больного депрессией страшно частит, хотя внешне человек может быть совершенно пассивным и безжизненным. Причем, в случае МДП пульс частит одинаково и при мании, и при депрессии.

7) В тоске человек может быть зациклен на одной и той же мысли, часто это самообвинение или выражение стыда ("нет, я не могу, не должен с этим жить!). Мысли о самонаказании (приводит примеры, как человек бьет себя: "Дурная голова, дурная голова!"), идеи - "я всю жизнь приношу людям зло". Полное отсутствие надежды на лучшее. В Вики в статье "Большое депрессивное расстройство" приводится очень иллюстративная картина Ван Гога.

Первыми симптомами могут быть нарушения сна (вместе с чувством безнадежности, снижением интереса к жизни). Иногда человек может спать по 3-4 часа, это его страшно изматывает. Близкие люди больше не вызывают интереса и нежности.
Психиатры в клинике Корсакова, между тем, жалуются, что в больницах сейчас практически не найти больных глубокой депрессией, чтобы показывать студентам, потому что антидепрессанты нового поколения очень эффективны. Но вот среди тех, кто к врачам не обращается, можно найти и очень серьезные случаи.

Дальше - от меня.

Для близких - если вы заметили, что у человека снижен жизненный тонус, ему ничего не интересно - это сигнал о снижении уровня серотонина.
Хорошо социально адаптированные люди могут долго сопротивляться депрессии и проживают ее "скрыто", когда никто не видит. В этом случае, человек может достаточно долго сохранять "рабочую форму" и исполнять все обязательства, но ничего не делать для себя и для своего удовольствия, например.

Если вы видите, что человек теряет эмоции, движения заторможены, походка с подволакиванием ног, возможно, лицо становится почти безжизненным (в глазах при этом остается какая-то жизнь, иногда, но чаще - выражение отчаяния) - это уже конкретный сигнал об обращении к психиатру. Чем позже обращение - тем хуже идет выздоровление.

Что мне важным кажется сейчас в вопросе о причинах депрессии. Депрессия имеет отношение к непрожитой травме. Вот это дикое напряжение, которое забирает все силы и все чувства, возникает в результате внутреннего конфликта. Например, невыраженного когда-то гнева. Гнев может быть обращен и вовне, и на самого себя, но человек сделал все, чтобы о нем "забыть". О причинах "забывания" написаны тома, как вы знаете.

Те, у кого было "грустное детство", подвержены более высокому риску депрессии во взрослом возрасте. Очень важно тут понятие "выученной беспомощности" (писала когда-то о Селигмане), и понятие "контролируемого стресса". На тему последнего было прекрасное очень показательное исследование, которое недавно цитировала гутта_хани: http://gutta-honey.livejournal.com/287752.html#cutid1
"Людям предлагали находиться в условиях стресса и «терпеть» этот стресс. В качестве стрессового раздражителя был предложен довольно высокий уровень шума. Испытуемых разделили на 2 группы. 1-ая группа должна была переносить шум от начала до конца эксперимента. Когда конец эксперимента, они знали довольно приблизительно, потому что часов у них не было. Т.е. они знали, что конец будет, но когда не известно. По окончанию эксперимента они обнаруживали довольно много разных признаков дистресса, плюс через какое-то в ремя у многих развились различные симптомы болезней связанных со стрессом ( язва, например).
Вторая группа имела в своем распоряжении кнопку. Им объяснили, что в любой момент они могут воспользоваться ей, если шум станет невыносим и остановить эксперимент. В итоге никто данной кнопкой не воспользовался. После эксперимента уровень физиологических изменений характеризующих стресс, был гораздо ниже, и ни один из них не заболел стресс-асоциированным заболеванием".

Те, кого когда-то "выучили беспомощности", люди, которые знали, что в детстве у них нет шансов чего-то избежать, как правило, плохо справляются со стрессом, уровень кортизола у них фоново очень высокий (высокая тревожность, которую можно отыгрывать в активном спорте, например), риск возникновения депрессии - повышенный.
Подростковая скрытая депрессия бывает нередко, но ее не считают чем-то особенным, списывая на переходный возраст.

ПС: Прошу прощения, если я про что-то не написала, тут у Киры лезут зубы, и если она меня не съест, то сведет с ума:) Не болейте!:)

repost

Previous post Next post
Up