Ура! Сподобилась я заглянуть в свои скандинавские фото и нажать-таки в этом дневнике кнопку "Post", спасибо
achinoam, которая своим фотоотчетом пробудила во мне ностальгию и пыл творчества! Начинаю выкладывать свои снимки из поездки, в которой побывала в ноябре прошлого года, когда мы рабочей группой ездили по учебным заведениям и НИИ в поисках контактов для моей alma mater... ну, и просто посмотреть краем глаза на волшебные северные страны.
Первым чувством, которое сохранилось, впрочем, на все оставшееся время поездки, был комфорт от того, что улицы не так переполнены, как у нас, не ощущаешь такого бешеного ритма жизни, какой преследует тебя в Москве. Эталонами тихого уютного города для меня стали Упсала и Лёвен, в целом же европейская жизнь кажется более рамеренной и спокойной не в последнюю очередь оттого, что и производство, и культурная жизнь распределены там более равномерно, чем пока у нас, и развитие регионов - это то, чему мы можем поучиться у тех же финнов или шведов.
Небольшое отступление от темы: не так давно попалась мне в "Скепсисе" статья В. Клочкова "Чем плоха сырьевая экономика?", где, в частности, автор рассуждает о том, почему только в России люди из провинции так стремятся в Москву. В связи с этим хочу процитировать следующий отрывок:
«Ну вот так получилось», что в Пензе, согласно экономической логике, делать-то скоро станет совсем нечего. И в Орле, и в Майкопе. И на большей части территории России. В первую очередь это чувствует молодежь, стремясь… ну, на Север, на буровую - это редко, а вот в столицы, где денежки распределяют - с большим удовольствием. Поскольку большинство наших «правых» - это москвичи, небедные и с машинами, они очень активно обсуждают проблемы транспортного коллапса, всерьез спорят, как бороться с пробками. Хотя при таком объеме маятниковой миграции на весьма ограниченную территорию, где располагаются московские офисы, задача просто не имеет решения. По законам арифметики. Еще в этих кругах в моде светские беседы на тему «ах, какие сумасшедшие цены на недвижимость в Москве, мы не можем себе позволить даже ипотеку!» Хотя ценовой механизм в данном случае ... просто напоминает людям: Москва не резиновая, и вся Россия в ней не поместится.
А почему, собственно, она должна там помещаться? Заметим, что вся Швеция, например, не стремится в Стокгольм. Швед спокойно находит себе достойное место и для работы, и для отдыха, далеко не обязательно в столице. В Линчёпинге делает самолеты «СААБ», в Гётеборге - автомобили «Вольво». А хочет в университете профессором работать - едет в Уппсалу. Поэтому стокгольмскому метро не снились те картины, которые в московском (где-нибудь с 7 до 9 утра) в порядке вещей."
Читала это и вспоминала свои обывательские впечатления: действительно, когда смотришь из окна поезда "Стокгольм - Копенгаген", ни одна станция не производит ощущения провинции. Согласна, за их фасадами тоже кроется немало проблем, но если сравнить, скажем, «их» и «наш» объем свободного времени (в 18.00 практически все магазины в странах Евросоюза закрываются, а профессура в их университетах читает пару-тройку лекций в месяц ПО СВОЕЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ, а в остальное время она занята научной работой, несмотря на что еще не пошла по миру), увы, это сравнение пока не в нашу пользу L
Однако, меньше слов, больше видеоряда! Выехали мы из Москвы ночью, а наутро добрались до Хельсинки, где прошли первые дни командировки.
Что меня не переставало восхищать - это обилие пешеходных улиц. Впрочем, движение на автодорогах было таким, что я часто забывалась и шла по ним в прострации, как по тротуару, пока коллеги меня не тянули за рукав :) Пожалуй, на велосипедных дорожках движение бывает гораздо оживленнее, чем на автомобильных. Вот это, к примеру, выход на привокзальную площадь Раутатиентори:
А это вид на Сенатскую площадь с лестницы Кафедрального собора Хельсинки:
Чуть направо - главное здание Университета Хельсинки:
А это лютеранский Кафедральный собор (арх. К, Л. Энгель, 1830 - 1852), во внешний вид которого вносил изменения Николай II.
На Сенатской площади стоит памятник Александру II, память о котором финский народ хранит после предоставления Финляндии автономии в 1860-е гг. Кстати, как утверждают, к большевикам в Финляндии тоже относятся с симпатией в память о получении независимости от России. Хотя с ходом истории менялись в ту или иную сторону и отношения, и в одном из музыкальных магазинов я нашла диск с пропагандистскими антироссийскими песнями времен советско-финской войны.
Пройдя по одной из пешеходных улочек от Сенатской площади (потом оказалось, что это музейная улица Софианкату), мы набрели на уличный Музей города Хельсинки, среди экспонатов которого, оказалась вот такая старинная телефонная будка:
Здание Шведского театра (1860-е гг, арх. Николай Бенуа):
Скульптура "Три кузнеца" и хельсинкский трамвай. Весьма приятно видеть, что вывеска "Макдоналдс" здесь не превалирует над... другими достопримечательностями. Не принято!
Продолжение следует...