Я всегда чувствовала себя комфортно в больших городах, и в Лондон влюбилась с первой секунды, выйдя из поезда на станции London Bridge. Я вдруг сразу поняла, чего мне больше всего не хватает в Гуанчжоу, несмотря на то, что это тоже город, причем, самый густонаселенный из тех, где я когда-либо жила. Разнообразия.
Говоря, что все китайцы похожи один на другого, мы недалеко уходим от истины. Это не вполне расизм - дело тут не в узком разрезе глаз и черном цвете волос. Просто китайцам с детства прививаются одни и те же социальные, политические и религиозные убеждения и образ жизни, большинство из них никогда или почти никогда не покидают пределы страны; они едят одну и ту же еду, слушают одну и ту же музыку, смотрят одни и те же китайские сериалы. В целом жителей Гуанчжоу можно разделить на несколько категорий: пролетариат, крестьяне, студенты, богачи, пенсионеры и офисный планктон. И каждая из этих категорий необыкновенно однородна, их представители одеваются и ведут себя практически одинаково. Относительно тонкая прослойка экспатов тоже не отличается разнообразием: импортеры, закупщики, модели и преподаватели английского - вот, в общем-то, и все.
Лондон же поражает пестротой и неоднородностью. Здесь перемешаны в одном котле классические пожилые джентльмены в шляпах с зонтиками-тростями (да-да, они, оказывается, существуют не только в детективах Агаты Кристи), мусульманские женщины в бурках, девочки-готки с пирсингом в носу, туристы с модными большими фотоаппаратами, статные мужчины в деловых костюмах. Хиппи, сикхи, уличные артисты, буддийские монахи, трансвеститы, люди со смешными усами, люди с разноцветными волосами, люди, бормочущие себе под нос, люди, которым все уступают дорогу, люди, похожие на террористов, и люди, похожие на супергероев - кажется, можно вообразить себе человека с самым фантастическим набором черт и встретить его в Лондоне.
Почти таким же разнообразием отличается лондонская архитектура. Мне ужасно нравятся города, где с одной точки можно увидеть как средневековые руины, так и небоскребы, строительство которых было окончено буквально вчера. Поэтому, кстати, мое любимое место в Москве - Патриарший мост, с которого видны Храм Христа Спасителя, Кремль, сталинские высотки и Москва-сити. Таков и Тауэрский мост: слева - футуристичный небоскреб Мэри Экс (оказывается, местные называют его «соленый огурчик»), а впереди - Тауэр. В Тауэр мы, кстати, не пошли - мне был слишком интересен бурлящий современный город, чтобы, имея в запасе всего 2 дня, тратить время на место, основная информация о котором была прочитана в учебнике английского за 6-й класс.
Даже магазины, рестораны и прочие коммерческие заведения Лондона имеют индивидуальность. Одни названия чего стоят: ресторан «Шляпы и перья», паб «Слизень и салатный лист», магазин настольных игр «Орочье гнездо», дизайнерская одежда «Дитя Яго»… Мы видели магазины, где продают одни только мармеладки и леденцы, магазин оригинальных тростей и зонтов (с 1830 года), магазин садо-мазо атрибутики, магазин готических игрушек, магазин сделанных вручную светильников…
Мы пили сидр в одном из баров Сохо, в который захаживала Эми Вайнхаус, глазели на уличных музыкантов и акробатов на Трафальгарской площади, лежали на траве в Гайд-парке, были у Нулевого меридиана в Гринвиче, любовались панорамой Лондона с холма Королевской Обсерватории, поражались ценам в универмаге Хэрродс, катались на теплоходике по Темзе, с благоговением смотрели на Розеттский камень в Британском музее, украдкой смеялись над религиозными фанатиками в speakers’ corner, гуляли по Пиккадилли, катались на двухэтажном автобусе, и мне все равно было мало.
Лондон, наравне с Мехико и Стамбулом, стал для меня одним из городов, в которые хочется вернуться. И я вернусь, обязательно. А пока вот вам открытки. Здесь только сам город, а люди пойдут отдельным постом.