Оригинал взят у
yael_gold в
Игрушки: дерево против пластикОригинал взят у
alelchuk в
Игрушки: дерево против пластикаЕще одна статья в общую копилку.
Понятно, что все вальдорфцы все это прекрасно знают, но лишний раз проговорить правильные слова никогда не вредно.
Игрушки: дерево против пластика
В наше время ни у кого уже не вызывает сомнений тот факт, что жизнь в большом городе вредно влияет на развитие детей. Стресс, загрязнение воздуха, воды и всего остального, преступность -- зная все это, родители стремятся отправить своих чад на лето в лагерь, к бабушке в деревню -- ближе к природе. Загруженность родителей, постоянное общение с бездушными телевизором, видеомагнитофоном и компьютером, взросление и становление личности в искусственной фальшивой среде также осознается большинством воспитателей как объективное зло.
Но данная статья не об этом. Я хочу обратить внимание на, казалось бы, незначительную часть этой искусственной среды -- игрушки. Городской ребенок играет дутыми пластмассовыми игрушками, смотрит в плоский экран телевизора, манипулирует невесомыми, нематериальными героями компьютерных игр. Чем это плохо?
Многие говорят: «Ничем не плохо, ведь так развивается цивилизация. В такой среде им жить, пусть привыкают с детства». Это правда. Нет никакой проблемы в том, что городские подростки не умеют скакать верхом, пасти коров и обращаться с молотком и рубанком. В их будущей жизни эти умения скорее всего им не понадобятся. Но в своих играх дети всех времен и народов, также как и детеныши всех высших животных, приобретают не только практические навыки, но и полезные свойства характера. И дело в том, что биологические и психологические механизмы развития личности формировались в те времена, когда дети с самого раннего детства сталкивались с природными материалами, были вынуждены принимать участие в определенной практической деятельности и играли в игры и игрушки, «выросшие» из природы. Эти психологические механизмы не изменились с наступлением городской цивилизации. Дело не в том, что пластиковые игрушки и компьютерные игры не подходят для человеческих детенышей. Наоборот, человеческие детеныши, наши дети, не очень-то подходят для пластиковых игрушек.
Такие свойства личности, как воля, настойчивость, уверенность в себе, изобретательность, находчивость и другие эффективно развиваются только в реальных играх со сверстниками или взрослыми и при использовании для этих игр самодельных игрушек или игрушек, сделанных из живых материалов -- дерева, металла, ткани, ваты и т.д.. Эти игры и материалы заставляют ребенка напрячься, преодолеть свое незнание, страх, слабость и, таким образом, не просто занимают его, но помогают ему взрослеть.
Не углубляясь в рассуждения об играх вообще, сформулирую, чем плохи современные детские игрушки.
1. Потеря информации о материале. Точно так же как игры для ребенка -- это модели реальных жизненных ситуаций, так и игрушки -- это модели реальных предметов и вообще -- материальных объектов. Пластиковые игрушки имеют вполне определенную форму и цвет, но обладают совершенно невыразительным весом, внутренней структурой и фактурой поверхности. Пластмассовый танк по весу ничем не отличается от пластмассового самолета. Пластмассовая птичка весит столько же, сколько и пластмассовый слон. Взрослому человеку понятно, что это лишь условность, но у маленького ребенка создается интуитивное ощущение, что внешне разные вещи внутри одинаковы. Со временем он, конечно, распознает эту ошибку в практическом плане, но в психологическом плане у него остается пониженная восприимчивость к внутренним нюансам вещей и событий. То же самое касается и фактуры материала. Прожилки на дереве вызывают у взрослого человека восхищение и часто воспринимаются им, как «душа» куска дерева, как признак жизни в обточенном бруске. Ребенок не часто способен осознать красоту и душевность живой фактуры, но именно в детстве накапливается (или не накапливается) подсознательная привычка к этой красоте
2. Отсутствие сопротивления материала. Пластмассовые игрушки легкие. Деревянные -- тяжелее. Ребенку приходится прикладывать определенные усилия для того, чтоб поднять, провезти, переложить деревянную игрушку. Игрушки разного размера и формы требуют разных усилий, и таким образом у ребенка создается интуитивное ощущение сопротивляемости материальных, а по аналогии -- и остальных объектов окружающего мира.
3. Перегруженность деталями, потеря основной формы. Современные пластмассовые игрушки обычно сделаны с множеством мелких и якобы точных деталей. Дети это любят -- с одной стороны, в ребенке есть врожденная тяга к распознаванию мелочей, с другой стороны, взгляд ребенка эклектичен, он в первую очередь замечает отдельные детали, плохо понимая их связь между собой и общую картину. Внимание ребенка погружается в мелкие части игрушки, вместо того, чтобы посмотреть на игрушку как на единое целое. Традиционные игрушки, наоборот, обычно имеют упрощенную, часто схематичную, форму, которая помогает ребенку осознать цельный образ, воплощенный в игрушке. Когда же он начинает искать в ней мелкие детали, то обнаруживает деревянную фактуру, неровности и неточности производства, если игрушка -- ручной работы. Эти мелкие неточности при правильной общей форме, развивают способность обобщать, видеть единое общее среди различных мелочей.
4. Симметричность, «правильность» формы. Подавление сотворчества. Игрушки фабричного производства -- и деревянные, и пластмассовые, -- симметричны, имеют одинаковую «правильную» форму. Известно, однако, что для творческого восприятия бывает очень полезно именно несовершенство объекта. Это хорошо известно людям искусства. Каждый человек носит в себе идеальный образ самолета, лошади, дома и т.д.. Никакое изображение, сколь бы точным оно ни было, не может воспроизвести этот образ, хотя бы потому, что образ собирательный, а изображение -- конкретно. «Неправильное», «кривоватое» изображение дает зрителю повод мысленно подправить автора, достроить в своем воображении картину до идеального образа. На этом механизме основывается все наше восприятие художественных искусств, и этот же механизм работает при воспитании воображения и изобретательности у ребенка. Дети легко терпят отломанные колеса, руки и крылья у игрушек. Домысливая их в игре, ребенок только укрепляет силу своего воображения. Часто одна и та же палка или чурка играет поочередно роль и принцессы, и коня, и замка. Машина с отломанными колесами становится кораблем, а корабль без мачт, поставленный на корму, оказывается небоскребом. Если, конечно, не содержит в себе слишком много точных деталей, присущих именно кораблю. Традиционная игрушка имеет обычно нечеткую, неправильную, многовариантную форму, которую можно интерпретировать по-разному. С раннего детства имея дело с гладкими детальными точными симметричными игрушками, воображение ребенка не приучается к сотворчеству.
5. Технологическая недоступность. Подавление желания деятельности. Технологии, с помощью которых делаются пластмассовые игрушки, ребенок не только не может воспроизвести своими силами, но в большинстве случаев даже не может себе представить. Так что, пластмассовые игрушки он воспринимает как дар, взявшийся неизвестно откуда. Получить этот дар ребенок может, только выпросив его у родителей. Таким образом у ребенка формируется ощущение, что чтоб удовлетворить свои желания, нужно просить или ждать. Глядя на деревянную игрушку, ребенок может довольно быстро сообразить, как она сделана, и даже попытаться сделать такую же самостоятельно. Если предоставить ребенку эту возможность, снабдив его обрезками деревяшек, гвоздями, молотком и пилой, то довольно быстро он привыкнет к мысли, что проще всего реализовать свои желания своим собственным трудом.
Итак,
наряду с другими негативными факторами, влияющими на развитие городского ребенка, дутые пластмассовые игрушки способствуют формированию у ребенка характера неразборчивого, слабого, ведомого, ленивого, жадного до внешних украшений, нечувствительного к внутренней сути вещей и явлений.
Хочу отметить, что я нисколько не утверждаю, будто старые игрушки были хороши, и не предлагаю «вернуться к старым добрым временам». В прежние века у детей вообще было гораздо меньше игрушек, чем у нынешних. Часто это были «условные игрушки» -- палки, камешки, поленья, ветки, и так далее, из которых детское воображение и несколько движений ножом делало и мечи, и кукол, и солдатиков, и лошадей, и все остальное. Лишь изредка в руки ребенка попадали игрушки, которые сейчас выставляются в этнографических музеях, и это был праздник.
Кроме того, не имеет смысла огульно хвалить все прошлое и традиционное - ведь каким бы хорошим оно нам ни казалось, оно в конце концов привело к нашему проблемному настоящему.
В прошлое возврата нет, бессмысленно призывать наших детей играть только в палочки и камешки. Нужно делать красивые «умные» игрушки в современном смысле слова. С помощью современных деревообрабатывающих инструментов мы можем обеспечить каждого ребенка живой игрушкой в традиционном стиле. Ведь мы отняли у него и речку, и лес, и конюшню.
Хотя, конечно,
совсем лишать ребенка пластмассы глупо. Ведь есть множество прекрасно придуманных и исполненных игрушек из современных материалов. По большей части они удовлетворяют описанным критериям -- красивы, лаконичны, добры, и в них есть какой-нибудь элемент, который трудно реализовать в дереве. Их достаточно много продается, но, конечно, не в каждом магазине -- нужно поискать. И с другой стороны, продается множество игрушек, сделанных из дерева, но по сути ничем не лучше пластиковых -- пестрота, мелочь, безвкусица.
Кроме того,
в прошлые века важнейшей частью игры с игрушкой было создание игрушки. Это было просто -- в деревне или в деревенской усадьбе необходимые материалы были всегда под рукой, и любой взрослый был рад подсказать, подтесать, подвязать.
Дети, живущие в городах, практически лишены возможности делать себе игрушки самостоятельно. Уроки труда в детском саду и школе очень редко ориентированы на создание игрушек для игры, обычно это поделки для установки на полку. В то же время, мой опыт работы школьным учителем труда говорит, что интереснее всего детям делать именно игрушки для своих игр. Некоторые мальчишки так увлекались созданием очередного ружья, что пропускали саму игру, которую вели в это время их друзья. Процесс создания игрушки был для них равнозначен игре. И грубо сколоченное ружье из некрашеного дерева часто было равноценно точной пластмассовой копии с ручками и лампочками.
Так что, разумным продолжением организации производства игрушек была бы организация открытых мастерских для детей, учителей труда и социальных работников, где каждый смог бы сам попробовать свои силы.
Разумеется, наполнив детскую комнату деревянными игрушками и мебелью, вы не сделаете ребенка сразу храбрым чувствительным фантазером и изобретателем. Скорее всего, поначалу он будет предпочитать тяжелым деревянным игрушкам яркие блестящие пластмассовые. Но деревянные игрушки могут оказаться хорошей отправной точкой или вспомогательным средством в работе воспитателя или психолога.