"Убить дракона" Марка Захарова

Jan 03, 2021 01:10

В шкафу пылилась гора глажки, по телеку показывали новогодний концерт, и я решила волевым усилием совместить приятное с полезным. Я видимо тупая, но неистовая феерия Курензиса мне не зашла совершенно. Вторую симфонию Рахманинова я местами перематывала, а остальное буйство даже смотреть не стала. Понимаю, что гений, но поделать с собой ничего не могу - не мое. Но боевой настрой на глажку надо было чем-то поддерживать, и я включила из сохраненных видео на ютубе «Убить Дракона» Марка Захарова. И обалдела.

Конечно, фильм попался мне очень вовремя - я как раз несколько потеряла запал и вдохновение в моей работе и «что-нибудь возвышенное про политику» мне было нужно, как воздух. Но как-то в этом фильме совпало все, и он мне люто зашел.
Фильм-сказка для взрослых - это художественная дискуссия про тиранию, революцию, реставрацию и трансформацию. Дискуссия прекрасно-афористичная и с простой, но очень яркой оптикой. Вышедший в 1989м году, он конечно же в первую очередь является художественным откликом на перестройку. Призыв «убить в себе дракона» - это призыв к освобождению от внутренних оков, от убожества, от рабства в душе, потому что без внутренней свободы свобода внешняя никчемна. Потомок рыцаря  Ланселота вызывает правящего «свободным городом» дракона на бой, потому что не может поступить иначе. Убив этого жестокого тирана, он ждет перевоплощения вчерашних рабов в свободных, сильных и честных людей, и оказывается страшно разочарован, когда в городе сначала начинается революция, а потом реставрация. После года в пещере недалеко от города, он устраивает очередной переворот, требуя от горожан «убить драконов» в себе.
Меня в этом фильме заинтересовали две вещи. Во-первых, смотря этот фильм, в очередной раз убеждаешься, что как бы ни различались цели и задачи дракона и Ланцелота, они крайне похожи своей радикальной стилистике и неуважении в «простому человеку». Только дракон это неуважение проживает в брутальном обращении, а Ланцелот читает нотации (и при этом выглядит глупо).
А во-вторых, бесконечно талантливый Леонов чудесно показывает, насколько ключевая роль отведена в любом государстве профессиональной бюрократии, скучным и невзрачным типам без личных амбиций. Его персонаж правит самостоятельно всего год, и то скорее рефлекторно, чем от большой жажды власти. Но он так легко получает и удерживает власть именно потому, что понимает, как устроено государство, и какие его шарниры надо смазывать. Прекрасному пылкому Ланцелоту же это скучно.
В общем, отличный фильм-антиутопия, «трудно быть богом» по лайту.

фильмы; полтикадлячайников

Next post
Up