Шотландский шабаш

Jun 04, 2014 18:05

Среди множества европейских стран, где охота на ведьм собрала свою кровавую жатву, Шотландия занимает особое место. Хотя суровое население этой горной страны гордилось множеством христианских святых, что родились и проповедовали в ней, древние языческие верования и традиции тем не менее пустили в душе народа глубокие корни. В конце XVI века в Шотландии прошли наиболее громкие судебные процессы, а пытки, применяемые к их жертвам, были самыми жестокими за всю историю страны.

Эта история, произошла в шотландской области под названием Северный Бервик, и началась она следующим образом. Некая девушка по имени Джилл Дункан работала горничной у зажиточного горожанина Дэвида Ситона в небольшом местечке Трэнент. Местные жители обратили внимание на то, что девушка эта начала вести себя довольно странно. Во-первых, у нее появилось чудесное свойство исцелять взглядом любые болезни. Во-вторых, было замечено, что ночами она выскальзывала из дома своего хозяина и возвращалась в него лишь под утро. Ситон начал подозревать, что и то и другое связано ни с кем иным, как с самим дьяволом.



Подвергнутая допросу хозяином, Дункан не смогла внятно объяснить, каким образом она приобрела такие познания в лекарском искусстве, и тогда разозлившийся Ситон начал пытать девушку. Он раздавил пальцы Джилл специальным орудием, а потом начал яростно бить ее по голове тяжелой веревкой. Но и это не дало результата. Тогда Ситон произвел тщательное обследование ее тела и обнаружил на горле Джилл метку дьявола - большое родимое пятно черного цвета. После этого служанка наконец призналась в своей связи с Князем тьмы.

Вскоре девушку перевели в городскую тюрьму, и ее допросы продолжились уже там. Постепенно обвиняемая начала называть имена тех лиц, которые, по ее словам, помогали ей в занятиях колдовством. Она обвинила доктора Джона Файана - школьного учителя из Солтпэйна, являвшегося якобы главой ведьмовского сообщества; Агнессу Симпсон - уважаемую пожилую женщину из Хаддингтона; Эвфимию Мэклин и Барбару Нэпьер - двух представительниц дворянского сословия из Эдинбурга, а также целый ряд других мужчин и женщин. Дункан сообщила, в частности, что леди Мэклин тайно убила собственного мужа, а леди Нэпьер заколдовала до смерти своего супруга, графа Ангусского.
Спустя несколько дней все названные ею люди были арестованы.

Агнесса Симпсон, имевшая репутацию знахарки, предстала вскоре перед самим шотландским королем Яковом VI и его советом аристократов, однако признаться в связи с дьяволом отказалась. Тогда ей обрили все тело, и искомую метку дьявола обнаружили на гениталиях. После этого Агнессу подвергли пыткам. Ее пригвоздили к стене камеры так называемой ведьминой уздой, у которой было четыре острых шипа, пронзившие ее рот, язык и щеки. Кроме того женщину постоянно били по голове кнутом, чтобы не дать ей заснуть. После дня подобного допроса Симпсон сломалась и призналась в 53 случаях диагностики и исцеления болезней с помощью колдовства.



Ведьмина узда - плотно охватывающая голову металлическая маска, имевшая четыре острых шипа, которые вталкивались в рот таким образом, что два из них пронзали язык, а еще два - щеки.

Как писали в «Новостях из Шотландии, рассказывающих о проклятой жизни доктора Файана, знаменитого колдуна», - известном памфлете, опубликованном в 1591 году и освещавшем ход процесса, Агнесса Симпсон призналась в том, что посещала шабаши накануне Хэллоуина (31 октября) вместе с двумястами другими ведьмами, и в том, что «они вместе летали к морю, каждая в своем решете или на кошке... у каждой была фляга с вином, все веселились и пили». Они приземлились в Северном Бервике, танцевали и распевали песни, а Джилл Дункан играла для них на арфе. Вскоре появился Сатана, который вымазал всех дегтем, а потом велел целовать его в зад в качестве наказания за их «плохую работу» в Шотландии.



После этого, как сообщила Симпсон, они все принесли клятву верности Сатане. Когда же они спросили дьявола, почему он ненавидит короля Якова, тот ответил, что король был «величайшим врагом, который когда-либо у него был». Вскоре после этого шабаш закончился, и все ведьмы разлетелись по месту жительства.

Симпсон также призналась, что подвешивала за ноги черную жабу, а затем собирала яд, капавший из ее тела в большую раковину. После этого она украла из комнаты королевского слуги клочок одежды, которую носил король, и вместе с ядом жабы использовала его для изготовления снадобья, чтобы заколдовать монарха. Она назвала королю день, когда сотворила свое колдовство. И Яков VI вспомнил, что тогда он действительно почувствовал «сильную боль, словно он лежал на острых шипах или кончиках булавок».

В конце концов Симпсон открыла королю, как она вместе с другими членами ведьмовской общины пыталась погубить его в море, подняв сильный шторм, когда он отправился в Данию, чтобы привезти оттуда свою будущую жену. По ее словам, дьявол приказал им поймать черного кота, чтобы совершить вызывающее бурю заклятие. Ведьмы окрестили животное и привязали к каждой его лапе конечности расчлененного трупа. Потом, пролетая по воздуху в своих решетах, они швырнули кота в воду с колдовским криком «Хола!». Спустя какое-то время поднялся и забушевал сильный ветер, а на море начался ужасный шторм. Стихия потопила тогда возле города Лейта несколько судов, однако корабль короля не пострадал. «Сатана швырял по волнам королевский корабль, точно мяч для игры, - сказала Симпсон, - и король ни за что не прибыл бы благополучно в Англию, если бы не его вера в Бога, которая одержала верх над колдовскими чарами».
Симпсон описала еще один шабаш ведьм, который начался за час до полуночи в церкви Северного Бервика. На него слетелось более ста ведьм и колдунов. Руководящий шабашем Джон Файан дунул, и двери церкви растворились сами собой. Окруженный светом черных свечей, Сатана поднялся на кафедру и прочитал с нее проповедь, призывая всех «пить, есть и веселиться, ибо он всех их приведет к славе в последний день мира». После этого вся компания вышла на кладбище, и дьявол показал им, какие могилы следует вскрыть и какие трупы нужно расчленить для колдовских заклятий.



Король Яков VI

Если Агнесса Симпсон надеялась избежать казни, делая подобные признания, то она глубоко заблуждалась. Вскоре по приговору суда она была осуждена, удавлена, а затем сожжена у столба.



Однако «руководителю» ведьмовской общины Джону Файану выпала еще более суровая участь. Имевший и до этого репутацию чародея, он был арестован 20 декабря 1590 года и обвинен по двадцати пунктам, включающим колдовство и государственную измену. Ему инкриминировалось ограбление могил в поисках частей тела для колдовских чар и различные магические действия, в частности, полеты по воздуху. Он обвинялся в том, что прикреплял к ногам своей лошади и на свою трость волшебные свечи, что позволяло ему превращать день в ночь, когда он скакал верхом. А также во многом другом.

Файана бросили в тюрьму и стали пытать, так как он отказался признать свою вину. Ему стянули голову сильно скрученной веревкой с завязанными на ней узлами, но он вынес это истязание и твердил о своей невиновности. Затем Файана пытали так называемым испанским сапогом, что причиняет «самую ужасную и жестокую боль на свете». «Сапог» представляет собой тиски, в которые зажимается нога от колена до щиколотки, и затягивают их ударами молотка. Файан выдержал три таких удара, после чего потерял сознание. Осматривая бесчувственное тело, палачи неожиданно «нашли» у подследственного под языком две булавки, вонзившиеся по самые головки. Суд объявил их колдовским приспособлением, удерживавшим обвиняемого от признания.



Наконец, с Джона сняли «испанский сапог», и он предстал перед королем Яковом. Сломленный, он признался в преступлениях, дав письменные показания. Доктор отрекся от Сатаны и поклялся жить во Христе. После этого он был уведен обратно в тюрьму. Однако на следующее утро тюремщики нашли Файана в страшном смятении. Он поведал им, что ночью ему явился дьявол и потребовал, чтобы Файан нес службу согласно заключенному с ним договору. Когда же Файан ответил, что он тверд в своем отречении от сил зла, тот напомнил доктору, что завладеет его душой после смерти, и исчез.

Весь день Файан пребывал в подавленном состоянии духа. Когда же наступила ночь, он каким-то чудесным образом украл ключи от двери камеры и бежал в свой родной город Солтпэйн. Король Яков немедленно распорядился о его поимке и вскоре десятки стражников прочесывали окрестности города.

Через сутки Джон Файан был вновь арестован и доставлен к королю. Тут в ходе следствия произошел интересный поворот - доктор не только не раскаялся в своем побеге, а, напротив, полностью отказался от сделанных ранее показаний.

Яков VI был абсолютно уверен, что Файан заключил новую сделку с Сатаной. Король приказал осмотреть его тело в поисках вновь поставленной дьявольской метки, но таковой нигде не обнаружилось. Тогда, чтобы получить от школьного учителя новые показания, Яков велел применить к нему более суровые пытки. Вот как описывается этот процесс в памфлете «Новости из Шотландии»: «Ногти со всех пальцев доктора были сорваны инструментом, который в Шотландии называют «туркас», а в Англии «клещи».

Затем под каждый ноготь вогнали по самую головку по две булавки. Доктор, с трудом перенося эти пытки, лишился чувств, но тем не менее не сознался в преступлениях, пока к нему не применили более тяжелые пытки.

На следующий день его отвели под конвоем в камеру пыток и истязали «испанским сапогом». Пытка продолжалась довольно долго, и Файану нанесли столько ударов молотком, что ноги его были разбиты и сломаны настолько, насколько это возможно. Плоть и кости растолкли на кусочки, так что кровь и костный мозг забрызгали всю камеру. Ноги уже больше не могли служить Файану».
Обвиняемый же по-прежнему не признавался - «так глубоко укоренился дьявол в его сердце».

Разгневанный король тем не менее приговорил доктора к смертной казни. Файана посадили на телегу и отвезли на Замковый холм в столице Шотландии Эдинбурге, где был разложен большой костер. В конце января 1591 года Джон Файан был задушен и брошен в огонь.

Итак, судьбы Агнессы Симпсон и Джона Файана нам известны, но что же сталось с другими обвиняемыми по этому делу, а именно с двумя дворянками из Эдинбурга? Эвфимия Мэклин, дочь лорда Клифтонхолла и жена Патрика Маскропа, очень богатого человека, была обвинена в попытках убить своего мужа, чтобы заполучить в любовники другого человека; в тайных намерениях вместе с другими ведьмами убить Якова VI, уничтожив его восковое изображение; в потоплении корабля во время бури, когда утонули более 60 человек, и во многих других чудовищных замыслах. На процессе ее стойко защищали не менее семи адвокатов, однако король настоял на обвинительном приговоре. Мэклин сожгли у столба 25 июля 1591 года, а ее земельные владения были конфискованы королем.

Барбара Нэпьер - жена графа Ангусского, была обвинена в сговоре с неким Ричардом Грэхемом, «знаменитым некромантом», и в убийстве своего мужа посредством колдовства в 1588 году. Кроме этого ее обвиняли в вышеупомянутых преступлениях, совершенных вместе с другими ведьмами, и поэтому судьи приговорили ее к сожжению. Однако, как утверждают некоторые источники, ее казнь была отложена, поскольку она сослалась на беременность. Спустя какое-то время страсти вокруг процесса над шотландскими ведьмами постепенно улеглись, и Барбаре Нэпьер, просидевшей в тюрьме значительный срок, удалось выйти на свободу.

Остальные подсудимые ведьмы были незначительными по своему социальному положению людьми, и поэтому история не сохранила их имен. Известно лишь, что на суде они обвинили знатного дворянина графа Ботвэлла в том, что он вступил с ними в сговор, чтобы утопить в море корабль короля Якова. Ботвэлл, имевший репутацию колдуна и некроманта, был давним врагом шотландского монарха. Графа арестовали, обвинили в государственной измене и заключили в Эдинбургский замок, откуда ему удалось вскоре бежать в неизвестном направлении.
Некромант Ричард Грэхем был обвинен в ведовстве и чародействе и сожжен в феврале 1592 года.

В целом почти 70 человек были обвинены в ведьмовстве или измене во время судебных процессов в Северном Бервике. Всех этих людей, вероятно, посадили в тюрьму, однако в записях нет четких сведений на этот счет, и мы до сих пор не знаем, скольких из оставшихся казнили, оставили в заключении или выпустили на свободу...

инквизиция, казнь, ведьмы, шабаш, колдуны, пытка

Previous post Next post
Up