Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. Настоящая музыка.

Jul 14, 2016 09:02


Дамы и господа!
Предвкушение праздника началось до концерта.
Нарядные пары и группы прогуливались перед входом в Оперный театр.
Разновозрастность существенна. Средний посетитель оперы солиден. А среди любителей классики оказалось немало молодых людей.
Сцену существенно расширили. Не так часто Опере приходится принимать оркестр, насчитывающий порядка 100 музыкантов. Да и зал был полон. Отдельные пустующие места выглядели случайностью, а не закономерностью.
На дирижёрский подиум поднялся Александр Дмитриев, руководящий оркестром с 1977 года.
И...


         фотографии Аркадия Мазора


Вот тут и возникает вопрос, как передать это "И..."? 
Музыку невозможно пересказать. Один из самых невербальных видов искусств.

- Всё началось с живописи. Краски сочные, сияющие. В палитре преобладают яркие и чистые цвета.
Именно так, по-сказочному, исполнил оркестр увертюру к опере «Руслан и Людмила» Глинки.

- Траги-фарс 9-ой симфонии Дмитрия Шостаковича, написанной в 1945-ом году.
Впервые симфония была исполнена в Ленинграде 3 ноября 1945 года Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского. Тогда ещё не Академическим. Сам композитор назвал своё новое произведение «вздохом облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее».

Лихой и обманчивый "вздох облегчения" первых частей забрасывает на музыкальные вершины лишь для того, чтобы было откуда спускаться в трагическую бездну. Тоскливо-тревожная музыка. Крутятся колесики судеб. Вкрадчиво и неясно будущее, но трагедия неизбежна.
И снова подъём. Сквозь грозные звуки "иерихонских" труб пробивается одинокий гобой.
Фарс и трагедия неразличимы...

- После  перерыва звучит Вторая Симфония Рахманинова, впервые исполненная в январе 1908 года в Петербурге и посвящённая одному из учителей композитора Танееву.
Рецензент «Русской музыкальной газеты» писал:
«Первое и общее впечатление: своей поэтической настроенностью и художественным блеском она захватывает внимание от начала до конца, и при большом разнообразии характеров выраже­ния, при равновесии контрастов, соединяет в себе элементы прелестно­го и трагически-грозного...»




На сцене множество талантливых музыкантов. Но ты перестаёшь видеть скрипачей, виолончелистов, трубачей, флейтистов и начинаешь воспринимать оркестр как единый организм.
Такое, к сожалению, случается не всегда.
Может быть кого-то не устраивает сухой академический подход в прочтении музыки Глинки, Шостаковича, Рахманинова, но Александру Дмитриеву с музыкантами оркестра удалось создать в этот вечер на сцене именно то, по чему мы соскучились.
Тонкое, чувственное и в то же время строгое исполнение.

Овации.
Как же без Чайковского?
Два ярко сыграных Фрагмента из "Гамлета" и "Щелкунчика".
Овации.

Ощущение праздника осталось.
Праздника настоящего. Музыкального, духовного, человеческого...
Сквозь безумную суету и подлый дурман дней нынешних прорвалась Музыка.
Настоящая музыка, дамы и господа.

музыка, Оркестры, гастроли

Previous post Next post
Up