Дамы и господа!
Позади три дня 6-го Зимнего Эйлатского Джазового Фестиваля.
Всегда задаюсь вопросом, что в названии писать с большой буквы, а каким словам и маленькой хватит? Великий Гугл не помогает, давая противоречивые результаты. Поэтому, пусть будет по моему.
ВСЁ С БОЛЬШОЙ!
Джазовый - кто осмелится не согласиться?
Фестиваль - одно из прекраснейших изобретений человечества. Каждый уникален и достоин большой буквы!
Эйлатский - побывав в этом городе однажды, захочешь возвращаться вновь и вновь.
Зимний - Эйлат зимой предмет особой страсти. Нет оглушительной летней жары, солнце не по пустынному ласково, одежда концертно-приличная, музыка разнообразная и коньяк во фляжке оптимальной температуры.
Начну постфестивальные рассказы парадоксально. С самого неджазового концерта! Вот он, мой герой, рядом с художественным руководителем фестиваля Дуби Ленцем.
На сцене пять молодых джазменов. Лидер - талантливый пианист Томер Бар. Джазовое вступление неспешно раскачивает переполненный зал. Зрители ждут выхода своего любимца известного израильского певца, пианиста, композитора и шоумена Шломо Грониха.
Non-Standard Project - специальное одноразовое фестивальное событие, где 66-летний музыкант сыграет и споёт в ином жанре и стиле. На волнах джазовой раскачки он присоединяется к своей молодой команде.
Гроних комфортно чувствует себя в любых музыкальных стилях и эпохах от Бетховена, Шостаковича, Стравинского, и Бартока до Beatles, Майлза Дэвиса, Чика Кориа, Фрэнка Заппы и Астора Пьяццоллы. В его песнях слышим арабскую и восточноевропейскую еврейскую народную музыку, смесь ближневосточного и балканского стилей. Более двадцати альбомов, около тысячи музыкальных произведений.
Мэтр, одним словом.
Он скрывается за электроорганом и... мгновенно сливается со своими юными партнёрами. Передать произошедшее я могу только фотографиями. Шломо не только не старше остальных музыкантов, но равен им по задору и зашкаливающей энергии. А часто и моложе. Только вглядитесь в эти лица!
Известные хиты Грониха звучат иначе. Шломо купается в собственной музыке, плещется в ней, жмурится и гримасничает.
Тысяча его лиц - тоже настоящая джазовая импровизация.
Томер вспоминает о первом знакомстве с музыкой Грониха. Альбом 1971-го года "Почему не рассказал мне?". Песня
"Ани нигаль мин гаолам". Шломо 22 года, а мир уже беспредельно опротивел. Бывает и так. Песня настолько мрачная, что музыкант на конверте диска напишет извинение.
Прошло много лет, душевных состояний, песен... Другой музыкант иной эпохи слушает эту композицию и что-то "щёлкает". "Если сработало тогда, то почему не сейчас", спрашивает Гроних, и дуэт Шломо - Томер исполняет песню об опротивевшем мире.
Много хорошей музыки прозвучало. Впечатляли зрители, подпевавшие всем песням. Точнее даже не благодарные слушатели, а певец и музыкант, всем песням которого подпевает зал. И это на джазовом фестивале.
После концерта я спросил Шломо, зачем ему всё это нужно. Именитому музыканту со своей преданной постоянной и многочисленной публикой. А тут джаз какой-то с молодёжью...
Гроних хитро улыбнулся, откинул за плечо седую длинную косу, разинул гигантские свои глазищи на пол-лица и произнёс фразу-девиз:
"Дело не в том, что видишь, а в том, как смотришь!"
Вот где прячется НАСТОЯЩИЙ ДЖАЗ в музыканте.
Так самый неджазовый концерт фестиваля оказался по-настоящему джазовым, дамы и господа.