В последнее время я очень часто вспоминаю о янаврской ситуации с аниме "Fractale". В кратце история такова: японскому издателю не понравилось, что даже при том, что аниме лицензировано в США, оно продолжает гулять по интернету с субтитрами. И он запретил показ аниме до того, как компания Funimation очистит сеть от фансаба. В США началось бурление говн по этому поводу. Они советовали европейским фанатам "не смотреть фансаб и просить компании выпустить это аниме". Европейские фанаты говорили "GTFO, мы всё равно ничего не сможем сделать" и "у вас есть всё и сразу, а у нас - ничего или чёрт знает когда". Рунет эта история обошла стороной.
Моё мнение по поводу этой истории - японский издатель пошёл по неверному пути и увеличил популярность фансаба. Теперь и в США были вынуждены смотреть сериал с фансабом. И японский издатель почему-то не взял во внимание тот факт, что английский - lingua franca (международный язык) в интернете. Фактически это означает, что английский фансаб востребован везде, где аниме не лицензировано.
Вспомним оригинальное значение фансаба. Сделать продукт доступным там, где он недоступен. На момент той истории Fractale был доступен только в Японии, США, Канаде и Франции. Весь остальной мир не мог легально посмотреть сериал. И он распространялся по интернету без контроля правообладателя. Если вопрос стоит так, то решение этой проблемы весьма простое. Японская компания заключает договоры с рекламодателями из разных стран и выкладывает эпизоды с субтитрами на офф. сайте. Деньги капают от рекламы, фансаб не нужен, а офф. сайт получает кучу просмотров со всего мира. Никакой мороки с лицензированием в странах мира. Всё есть в интернете.
Другой вопрос, что прибыли от этого будет гораздо меньше, чем в случае, когда аниме лицензировано везде, где только можно. Однако, у последнее - один из самых маловероятных сценариев. "Серые" зоны на карте мира останутся всегда, пока есть такая система выпуска.
Не у всех правообладателей такое отношение к текущему положению дел. Некоторые, например, издатели Power Rangers, знают о текущем пололжении дел. Но они практически не реагируют на это, понимая, что только так некоторые из фанатов смогут посмотреть сериал. Правообладатели больше заинтересованы в том, чтобы люди покупали игрушки по сериалам.
Напоследок скажу о том, что у пользователя очень мало прав в сегодняшней системе. Он может только попросить компанию выпустить какой-либо продукт. Компания же может проигнорировать просьбы.
Здесь очень хороший пример того, как американские фанаты пытаются достучаться до американского издателя.