...Долго ли, коротко ли - виртуальные джунгли расступились, выхожу на полянку, на полянке Паша сидит, одной рукой чертит план покорения Белого моря, а другой добровольцев в байдарочную флотилию записывает. Адмирал, словом.
Есть, говорит, на севере диком страна, где летом два солнца, сменяя друг друга на небосводе, не пускают на землю ночь; где щука прыгает в лодку и с полными корюшкой карманами выходят на берег купальщики; где грибы подосиновики сами пищат в траве и в знак приветствия снимают перед гостями шляпы. Где однажды турист отстал от группы на три дня, потому что присел поесть черники с морошкой, да так и просидел, пока не объелся. Тут как раз за ним товарищи вернулись, смотрят - а он, ягодник, за три дня в мох врос энтим самым местом - пришлось выкапывать прямо с почвой, мхом и ягодами, которыми потом вся группа еще три дня питалась. Где воздух так чист и пьянящ, что некоторые с непривычки хмелеют, лишь высадившись из поезда, а очнутся - уже в Москве - и ничего не помнят. Имя этой стране Карелия, и согласны ли вы, говорит, любить ее всю жизнь и предстоящие две недели в конце июля?
Ну как тут устоять? Да, уже люблю, а медведя покажете? Впрочем, не надо, пожалуй, медведя...
Кратко излагаю стратегию осуществления мечты: маршруты, сборы, технологии.
МАРШРУТ.
Край рек, озер и болот, Карелия показывает себя во всей красе именно на водных маршрутах.
За семь суток наша байдарочная флотилия планирует преодолеть около 150 км водного пути, срединная часть которого пролегает по морю. В среднем 21,429 км в день.
Приблизительно так (здесь 200 км. и водного, и наземного пути, с учетом петляния между островами):
Ничего не видно, но я расскажу.
Начальная (нижняя) точка маршрута - ст. Амбарный (Октябрьская ЖД, север Карелии) От станции до озера несколько километров (там столько озер и рек, что воспроизводить их названия затруднительно). По озерам и рекам впадаем в Белое море, идем берегом, огибая острова-стоянки, и через залив выливаемся у ст. Чупа. Между Амбарным и Чупой по железной дороге около 60 км. По воде, как я уже сказала, не меньше 150. Все просто!
Для тех, кто не дочитает карельские хроники до конца, сразу скажу, что маршрут пришлось скорректировать и сократить. Так, что на поезд мы садились на ст. Энгозеро, что на 16 км южнее Амбарного, так и не встретившись с Полярным кругом.
Век Новых географических открытий, разумеется, начался с изобретения умной техники, которая используется путешественниками при составлении маршрута. Автомобильный навигатор нам на воде не пригодится, но ведь существуют туристические навигаторы и специальные программы для работы с картами и навигаторами.
Программа
Oziexplorer, позволяет любую отсканированную бумажную или цифровую карту (в том числе карту водоема и нарисованную от руки) привязать к реальными координатам и связать с GPS-навигатором, составить маршрут и расставить путевые точки и события (стоянки, пороги, живописная сосна), заметки и комментарии, которые можно будет добавлять в пути.
Таким образом, вы можете разработать увлекательный маршрут хоть по голому полю с точками-ромашками и оставлять на нем заметки в виде отрывков из русской поэзии Серебряного века. Поле, конечно, хорошо, но для незнакомой местности целесообразнее скачать готовые, знакомые туристам маршруты.
Файлы закачиваем в GPS-устройство.
На случай разрядки батареи и отсутствия в лесу розеток распечатываем карты и список путевых точек. Бумажные карты уберечь от воды мы не догадались, а зря.
Карты желательно иметь в каждой лодке. Судно вообще должно быть "автономным" на случай случайного или запланированного отрыва от коллектива: личные вещи, еда, палатки и карты лучше держать при себе. А чем многочисленнее ваша флотилия, тем сложнее держаться вместе.
СВЯЗЬ
Сотовой связи я в Карелии совсем не нашла, пока не вернулась на вокзал. Даже в деревне. Поэтому для сообщения между лодками используем рации.
Ночью, чтобы не потеряться, пригодится фонарь на головной лодке.
Вот и все. Кричать бесполезно: эхо игриво.
БИЛЕТЫ
Современный путешественник в ожидании отпуска приобретает авиа и жб билеты, не теряя времени даром, то есть уже на рабочем месте. Более того, он установит на своем смартфоне специальное приложение для поиска и покупки билетов и будет отслеживать их появление по заданным параметрам. Например, приложение для Android «Билеты РЖД - ЖД билеты» учитывает ваши требования к местам (вместе, раздельно, нижние/верхние) и не требует комиссии при покупке. Кроме того, не будет проблемой сдать или обменять билеты на более подходящие за небольшую доплату. Например, если вы решите продлить отпуск на пару деньков/недель/месяцев или просто изменить маршрут.
Иногда при наличии электронного билета нужно поучать посадочный талон в кассе, но мы просто предъявляли паспорт проводнику.
Наш Адмирал собрал флотилию из девяти человек - представителей пяти городов. С юга на север: Волгоград, Воронеж, Люберцы, Москва, Санкт-Петербург. Разумеется, чтобы ехать вместе, билеты нужно приобретать сообща. В результате вышеописанных хитрых махинаций с покупкой билетов мы ехали дружной кучкой, не считая двоих петербуржцев, оказавшихся в другом вагоне.
С обратной дорогой повезло меньше. Впрочем, обратный путь уже пролегал в крепком сне и отдыхе перед рабочими буднями, когда расположение мест уже почти неважно.
Кстати, обратные билеты удалось взять только от самого Мурманска, а так как садились в Энгозере, для проводников мы "опоздали" часов на десять, но билеты не аннулировались. По идее должны были, но в
Правилах покупки электронных билетов на сайде РЖД я такого не нашла. Впрочем, если бы мы сильно волновались, что наши места займут, мы бы предупредили начальника станции или поезда.
НУ И ПО МЕЛОЧИ
Кроме прочего, мы планировали:
а) хорошую погоду. Конец июля - начало августа - самое благодатное время для Карелии, б) отсутствие комаров и всякого рода злых насекомых. Их сезон, говорил нам Адмирал, прошел, в) сытых медведей. Они уже отъелись после зимовки.
Что из этого сбылось, а что нет, читайте в следующих сериях.