Шотландия-август09

Sep 15, 2009 16:52

На потяжении 7 лет мы с Брайном организуем совместные музейные выезды в поля - в Шотландии под руководством НМС, в России - под МГУ (до 1917 года) и ФММ, где я сейчас работаю. В этом, нечетном, году снова должна была быть Россия, но... она перенеслась на ноябрь-09 и август-10, и спланировали мы поехать на остров Эйгг в Шотландии. Ибо изъездили почти всю Шотланию вдоль и поперек (не считая Внешних Гербрид, пары о-вов во Внутренних, Шетландских о-вов...)

Плакат на А68

Давно хотели на Эйгг из-за удивительного геологического объекта - речной палеодолины (или палеоречной долины, или долины палеореки), которая теперь стала горой An-Sgurr.

Ан-Сгурр, Брайн и я

Островок малюсенький, всего 5 миль в поперечнике, окружен островами Skye, Rum, Muck и Mull, входит в состав Внутренних Гербрид и находится в одноименном море.

Как же река превратилась в гору? Ответ прост - в третичном (примерно 58 млн. лет назад) периоде территория современной Шотландии переживала активный вулканизм. Благодаря ему мы сейчас наслаждаемся горами и холмами в The Highland/Argyll & Bute, сглаженными позднее ледниками. Крупный вулкан располагался на нынешнем острове Скай, теперь мы видим только корни магматической камеры - The Cullins (973м над уровнем моря). В музее подсчитали, что высота самого вулкана должна была достигать 10-12 км, исходя из количества извергнутой лавы. А ее было вдоволь. Все мелкие и не очень, близлежащие и не очень, островки были залиты многометровым слоем базальтов. Со временем морская вода разрушила часть горных пород и образовались отдельные острова. Базальты часто застывают, образуя шестигранные столбы - это "килт-рок" на севере о. Скай, это побережье Исландии, это Норильск, Грузия и много где еще.

На контакте

И вот лава вместе с разными обломками заливает речную долину на будущем о. Эйгг, застывает и не желает разрушаться, с отличие от остальных лав. И остается стоять по сей день, как гора...
Еще одно забавное явление - "поющие пески" - находится на другой стороне острова, напротив о. Рам - это белоснежные, чистейшие кварцевые пески; в сухую погоду песчинки трутся одна о другую и в массе издают заунывные звуки.

"Поющие пески"

Нынешнее население острова составляет около 120 человек, которые занимаются овцеводством, рыболовством, работают в туристической сфере и охраняют свой остров от варваров))) Этот остров выиграл экологический конкурс и теперь там повсеместно внедряются альтернативные источники энергии, много ветряков, солнечных (хммм) панелей и батарей. С "большой землей"

Вид с врешины Ан-Сгурра. "Большая земля"

остров соединяет паромная линия, по которой 4 раза в неделю курсирует небольшой катер. Он перевозит только людей, и, в отличие от островов Малл или Айла, на остров не допускают личный транспорт приезжих. Местные перемещаются на десятке машин, олдовых ленд- и просто роверах, ни одной заправки на острове нет. Местные жутко медлительные, добродушные и улыбчивые. Практически в каждом доме держат собак, колли и просто дворняжек - таких же добродушных и медлительных.

Разноглазая колли

Но у жителей нет ни грамма беззаботности - они очень обеспокоены всем, от погоды до грязных ботинок. Оно и понятно - там постоянно дриззлит, дождит, моросит и тд и тп. Солнце там - гость редкий.
Из туристический инфраструктуры есть Tea-room, сувенирный и просто магазинчики, совмещенные с почтой на причале, прокат велосипедов;

еще все тропы промаркированы разным цветом - на камнях, деревьях, воротах - вдобавок к схеме, бесплатно выдаваемой. На острове имеется танц-клуб, которым руководит волынщи(ца).

Объявляется набор в группы шотландских танцев. Адрес: Шотландия, о. Эйгг

В здании старого магазина теперь находится краеведческий музей, никем не охраняемый и никем не запираемый. Для такого микроскопического места музей вполне себе ничего, забавный: на фоне плакатов про геологию, био-гео-и др ресурсы - куча бытового "хлама" 1950х, где еще такое встретишь.

Музей

Есть школа, только начальная, детей постарше отправляют (если и) учиться на "большую землю".
Вечерам делать ну совершенно нечего. В нашем доме была обширная библиотека, в которой мы нашли оригинал докторской диссертации по геологии Эйгга. Но расслаблялись с домино, картами и "монополией". В один из вечеров, после мелкого дождя пошли смотреть Ан-Сгурр в свете розового заката, оборачиваюсь - а над морем радуга в пол-неба!

Розовый Ан-Сгурр

Радуга

Иногда суровая северная природа дарит редкую красоту... унылые мокрые бурые холмы в августе сменяются лиловыми коврами цветущего вереска под ярко-синим небом.

Подросшие ягнята все еще бегают за мамками, и уже боятся людей. Овцы - наши надежные друзья, ведь в горах мы доверяем только овечьим тропам...

А вот про то, как мы ходили - выдержки из моего полевого дневника...

День первый. Приехали, вымокли, как цуцики на пароме. Зато видели кита, акулу (!), морских котиков, дельфинов...Встретила хозяйка дома с разноглазой колли, говорит, нет воды - о, джой! - ни душа, ни отопления, ни бачка в ВК. Идем в пещеру-храм (там, говорят, поубивали всех местных жителей в лохматом году), находим несколько цеолитов, потом приходит "Тайд" и мы уходим. На карьерах - пусто, как в барабане, только немного анальцима и морденита... Дождь. Радуга и розовый Ан-Сгурр. Завтра туда будем карабкаться - не верится, что вершина достижима) Соседи - немцы с 2мя детьми. Учу "своих" игре в дурака... трудно им.

Вышла на акулу посмотреть))

Прибой и прилив

День второй. Взяв Бифджерки и яблоки, идем по "синей" тропе. Много воды, заболоченностей, ручьев, но солнце шпарит вовсю. Жарко под рюкзаком. Таааак, мошка выползла, хорошо, что у Брайна есть скин-со-софт, ползем дельше. Столбы, повторяющие игзибы долины. Высокогорное озеро. Сверху уже виден другой край острова, поющие пески, о. Рам, о. Мак. Налетели облака, видимость 3 метра, сыро. А мы на вершине - виды никакие, обидно, облакам конца не видно, хотя ветер приличный. Холодает. Решаем потихоньку назад идти, опасаемся, что будет хуже - а там обрыв метров 250... Отходим полмили, смотрим - проблеск воды внизу. Солнце. Решаем вернуться. Ура, мы как раз попали в "окошко". Теперь видны все окружающие острова, мейн-ланд, парусники на воде! Усталые, но довольные, пионеры вернулись домой. Съели макароны с тушенкой и захрапели.

Озеро выше нас. Ощущения странные)))

Вершина в уже рассеивающемся тумане. Джолион и Брайн

День третий. Оставили вещи на причале. Отправила открытки, почтальон говорит, что я первая русская на острове) Взяли велики напрокат, едем на пески. Рельефчик аховый для велоспорта. У меня слетает цепь, дамн. На песках - пейзажи! волны! окаменевшие позвоночники! ежевика! Заплываю в океане по традиции.

Берем вечерний паром.

"Прощай, Эйгг,
ты снова плачешь
проливным дождем
без нас"

А так нас встретила "большая земля".