в семидесятые годы 16 века ни о каком «Новгородском погроме 1569-70 годов» ни сам Иван Грозный, ни новгородцы ничего не знали,
Археологи так не считают:
Л. И. Петрова, И. Ю. Анкудинов, Н. Д. Фирсова "О культурном слое Новгорода второй половины 15-16 веков": "Экономический подъем первой половины XVI в. сменился в 60-70-е годы жесточайшим экономическим кризисом и запустением. Писцовая книга 1582/83 г. рисует картину страшного опустошения города: более 80% описанных в ней дворов значатся запустевшими. При этом следует учитывать, что в результате эпидемий, политических и экономических потрясений 60-70-х гг. XVI в. была нарушена и структура семьи, поэтому населенность живущего двора 1580-х гг. была меньшей, чем в первой половине XVI в.; соответственно численность населения города за этот период сократилась в еще большей степени, чем количество живущих дворов. С полным основанием можно говорить о катастрофическом сокращении населения Новгорода за исторически короткий промежуток времени."
Археологи указывают на эпидемию чумы -- вы же сами процитировали. Насколько я помню, только в братской могиле у Рождественского храма оказалось 10 тыс тел. Это почти треть тогдашнего городского населения!
Археологи прямо не указывают на причину запустения.
Там ещё есть один момент: "Материалы археологических раскопок позволяют говорить о стабильности городского землевладения в XIV-XV вв.: городские усадьбы на протяжении нескольких поколений сохранялись в руках одной семьи. Источники же XVI в. рисуют картину активной мобилизации городских земель: дворы постоянно меняют своих хозяев."
Эпидемии случались не раз, но на правила землевладения они не влияли.
только в братской могиле у Рождественского храма оказалось 10 тыс тел.
С чего Вы взяли, что это жертвы чумы, а не убитые опальные?
В знак своего расположения к этому городу, к своей новой столице Грозный повелел отлить для новгородцев новый колокол.
В.В. Кавельмахер "ДРЕВНОСТИ АЛЕКСАНДРОВОЙ СЛОБОДЫ": "Известно, что после завершения новгородского похода, к моменту предполагаемой перестройки церкви «под колоколы», на Государевом дворе [в Александровой Слободе] скопилось самое значительное после Ивановских колоколен в Москве собрание больших благовестных колоколов. Это были военные трофеи царя, разграбившего два великих русских города - Новгород и Псков. Из источников известно, что ограблены опричным войском были не только соборные звонницы Святой Троицы и Софийского архиерейского дома, но и многие городские и загородные монастыри, а также Тверь и Торжок. Самым замечательным трофеем царя стал знаменитый 500-пудовый благовестник архиепископа Пимена, вывезенный согласно Новгородской III летописи в Слободу".
Не вижу связи между цитатой моей и Кавельмахера. Вы что, отрицаете факт отливки нескольких колоколов для Новгорода, сделанных по приказу Ивана Грозного? Так они тоже по сей день на новгородских звонницах и в музеях сохранились ;)
Сравнивая две цитаты можно увидеть, что вывез он больше, чем привез. Вероятно, тиран раскаялся в содеянном, но вернуть награбленное не позволяла алчность. Взамен больших благовестных колоколов привез колокола "эконом-класса".
Так они тоже по сей день на новгородских звонницах и в музеях сохранились ;)
А ещё по сей день в Москве и Александрове сохранились ценности вывезенные из Новгорода в ходе погрома и грабежа 1570 года (например, Васильевские врата в Троицком соборе Александрова или иконы в Успенском соборе Московского Кремля). Если врут летописи про грабежи, то каким образом они туда попали?
Если Вам известны какие-то летописные сообщения помимо изложенных в заметке -- процитируйте их пожалуйста. А то как-то непонятно, что именно Вы пытаетесь доказать или опровергнуть.
Comments 29
Reply
Археологи так не считают:
Л. И. Петрова, И. Ю. Анкудинов, Н. Д. Фирсова "О культурном слое Новгорода второй половины 15-16 веков":
"Экономический подъем первой половины XVI в. сменился в 60-70-е годы жесточайшим экономическим кризисом и запустением. Писцовая книга 1582/83 г. рисует картину страшного опустошения города: более 80% описанных в ней дворов значатся запустевшими. При этом следует учитывать, что в результате эпидемий, политических и экономических потрясений 60-70-х гг. XVI в. была нарушена и структура семьи, поэтому населенность живущего двора 1580-х гг. была меньшей, чем в первой половине XVI в.; соответственно численность населения города за этот период сократилась в еще большей степени, чем количество живущих дворов. С полным основанием можно говорить о катастрофическом сокращении населения Новгорода за исторически короткий промежуток времени."
Reply
Насколько я помню, только в братской могиле у Рождественского храма оказалось 10 тыс тел. Это почти треть тогдашнего городского населения!
Reply
Археологи прямо не указывают на причину запустения.
Там ещё есть один момент:
"Материалы археологических раскопок позволяют говорить о стабильности городского землевладения в XIV-XV вв.: городские усадьбы на протяжении нескольких поколений сохранялись в руках одной семьи. Источники же XVI в. рисуют картину активной мобилизации городских земель: дворы постоянно меняют своих хозяев."
Эпидемии случались не раз, но на правила землевладения они не влияли.
только в братской могиле у Рождественского храма оказалось 10 тыс тел.
С чего Вы взяли, что это жертвы чумы, а не убитые опальные?
Reply
Reply
В.В. Кавельмахер "ДРЕВНОСТИ АЛЕКСАНДРОВОЙ СЛОБОДЫ":
"Известно, что после завершения новгородского похода, к моменту предполагаемой перестройки церкви «под колоколы», на Государевом дворе [в Александровой Слободе] скопилось самое значительное после Ивановских колоколен в Москве собрание больших благовестных колоколов. Это были военные трофеи царя, разграбившего два великих русских города - Новгород и Псков. Из источников известно, что ограблены опричным войском были не только соборные звонницы Святой Троицы и Софийского архиерейского дома, но и многие городские и загородные монастыри, а также Тверь и Торжок. Самым замечательным трофеем царя стал знаменитый 500-пудовый благовестник архиепископа Пимена, вывезенный согласно Новгородской III летописи в Слободу".
Reply
Вы что, отрицаете факт отливки нескольких колоколов для Новгорода, сделанных по приказу Ивана Грозного?
Так они тоже по сей день на новгородских звонницах и в музеях сохранились ;)
Reply
Сравнивая две цитаты можно увидеть, что вывез он больше, чем привез.
Вероятно, тиран раскаялся в содеянном, но вернуть награбленное не позволяла алчность. Взамен больших благовестных колоколов привез колокола "эконом-класса".
Так они тоже по сей день на новгородских звонницах и в музеях сохранились ;)
А ещё по сей день в Москве и Александрове сохранились ценности вывезенные из Новгорода в ходе погрома и грабежа 1570 года (например, Васильевские врата в Троицком соборе Александрова или иконы в Успенском соборе Московского Кремля).
Если врут летописи про грабежи, то каким образом они туда попали?
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment