речь в котором пойдёт о правилах штриховки
Первое занятие посвящается постановке руки.
Возьмите в руку карандаш так, как будто держите в руках стебель цветка: вертикально, тремя пальцами (средним, указательным и большим), грифелем вверх. Положите теперь карандаш на лист бумаги, держа его под ладонью; грифель при этом должен смотреть вперёд-влево.
Чуть подняв карандаш над листком так, чтобы он лежал почти параллельно плоскости, начинайте быстро двигать кистью и всей рукой от локтя в стороны: при этом амплитуда движения кончика карандаша должна составлять не менее 5-ти сантиметров. Вы можете опираться на лист мизинцем и безымянным пальцем, но не пястью. Начинайте штриховку, заставляя карандаш оставлять след на бумаге: не контролируйте каждое движение руки, но следите за тем, чтобы амплитуда движения карандаша оставалась одинаковой.
Когда движения руки станут сколько-нибудь уверенными, попробуйте изменить направление штриховки, не поворачивая листа. Заштрихуйте небольшой прямоугольник, используя штриховку в разных направлениях. Постарайтесь сделать прямоугольник равномерно закрашенным, иначе говоря, заполненным однородным тоном.
Когда вы сможете выполнить штриховку одного объекта, обозначьте на листе 3 одинаковых прямоугольника и заполните их тремя тонами: светлым, более тёмным и ещё более тёмным. После этого заштрихуйте 5 прямоугольников, от свётлого к тёмному. Следите, чтобы разница в тоне между соседними прямоугольниками была по возможности постоянной (иначе говоря, чтобы тон усиливался равномерно).
Последним упражнением будет нарисовать ленточку (примерно 10х4 см), затушёванную равномерным градиентом: от светлого к тёмному.
Дополнительно: однонаправленная штриховка. Вы можете попробовать оставлять штрихи, лежащие только в одну сторону, отрывая карандаш от бумаги в конце штриха и пренося его к месту следующего по воздуху: от этого штрих от начала к концу будет заметно истончаться. Начинайте упражнение медленно, стараясь выполнить его как можно аккуратнее.
Также можете попробовать повернуть руку так, чтобы кисть оказалась от карандаша справа-внизу, а он сам смотрел вперёд и чуть влево. Так держат инструмент при дополнительных, тонких построениях (проведении вспомогательных линий, не входящих в собственно изображаемый рисунок). Попробуйте обозначить таким образом окружность, прямую горизонтальную и вертикальную линии. При неудаче поправляйте себя, нанося дополнительные линии поверх. Ластик же сейчас и впредь старайтесь использовать как можно реже.
В результате нам должны стать доступными два различных способа оставления следов карандашом на бумаге: тонирование и линейный рисунок. При тонировании (штриховке) карандаш лежит под небольшим углом к плоскости листа и оставляет след боковой поверхностью грифеля. При линейном рисунке карандаш стоит под бóльшим углом, оставляя след острым кончиком.
Обратите внимание, что тонкие линии построения - в частности, прямоугольники, внутреннюю площадь которых вы тонируете на этом занятии - можно выполнять как держа карандаш «внутри ладони» (как показано выше), так и привычным образом (как шариковую ручку).