Максим Волков - аналитик, публицист
У кризиса есть и положительные стороны. Речь не о новых возможностях. Большинство незатейливо нищает, особо не выбирая. Польза несколько иного рода.
Кризис подобен катализатору, процессы, ранее вяло текущие, медленные, вынужденно ускоряются. Становятся заметными, очевидными для самых нелюбопытных и неискушенных наблюдателей.
Четверть века правители РФ признавались в любви к народу, вели разговоры о социальной ответственности, поддержке общественных инициатив, развитии малого и среднего бизнеса - походя прикарманили народную собственность, отняли у людей бесплатное образование, медицину, лишили социальных льгот, придушили гражданскую инициативу…
Судя по рейтингам власти, большинство не замечает расхождений между декларируемым и реально происходящим. Однако в последнее время тенденция стала столь интенсивной, выпуклой, приобрела столь резкие очертания, что неладное почувствовали даже самые непритязательные. Ноябрь 2015 года в этом смысле побил все рекорды.
12 ноября 2015 года
премьер-министр Дмитрий Медведев заявил:
Нельзя забывать о том, что основными задачами бюджетной политики остаются выполнение социальных обязательств.
Уже на следующий день Госдума приняла бюджет-2016, рекордно низким числом голосов - проняло даже самых народных в мире депутатов. Бюджет получился весьма… неоднозначным. Жесткая экономия в кризис - это одно, но когда траты на правоохранительные органы превышают расходы на образование в 2 раза, на здравоохранение в 3 раза, когда на поддержку СМИ выделили 80 млрд - это сильно другое. Напоминает полицейское государство, которое недостаток хлеба планирует компенсировать зрелищами и готовится к подавлению голодных бунтов.
Кстати, о бунтах.
18 ноября 2015,
президент Владимир Путин:
Во всех экономиках мира развитию малого и среднего предпринимательства уделяется особое внимание… Мы со своей стороны предпринимаем усилия, конечно, по развитию этого сектора, но они пока явно недостаточны.
В качестве достаточных мер 15 ноября введены непомерные сборы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам и штрафы за неуплату - до 1 млн. рублей. Так как от грузоперевозок зависит абсолютно весь средний бизнес, который такие поборы не потянет, акции протеста получились вполне всероссийскими. Но центральные телеканалы - предвкушая бюджетные 80 млрд рублей - предпочли держать свою аудиторию в неведении.
Малый бизнес также получил обещанную «поддержку».
4 декабря 2014,
президент Владимир Путин:
Предприниматели справедливо говорят о необходимости стабильного законодательства и предсказуемых правил, включая налоги. Полностью с этим согласен. Предлагаю на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия и к этому вопросу больше не возвращаться, не менять их.
Не прошло и года, как Минэкономразвития РФ разработало проект о повышении единого налога на вмененный доход (ЕНВД) - наиболее оптимальной налоговой схемы для представителей малого бизнеса - на 16%. Предприниматели заявили, что эта мера гарантированно их удушит и
внесли альтернативное предложение: «Если в бюджете не хватает денег, значит, надо правильно распределять бюджет и меньше воровать». Но подобную инициативу сочли слишком радикальной и даже не стали рассматривать.
Не забыли и о рядовых гражданах, далёких от бизнес-инициатив.
5 августа 2014,
президент Владимир Путин:
В нашем обществе уже давно есть запрос на новую, современную политику в отношении людей старшего возраста. Она должна опираться на дифференцированный подход…
Если под новой политикой подразумевалось повышение пенсионного возраста, заморозка пенсионных накоплений, разграбление фондов, а под дифференцированным подходом депутатские пенсии в 320-430 тыс. рублей, то в ноябре 2015 года, действительно, сделаны значительные подвижки в данном направлении.
Долгое время процесс ограбления и оскотинивания населения проходил относительно неторопливо, поступательно и постепенно. Лягушку не бросали в кипяток, а медленно увеличивали градус, год за годом. Тепло, жить можно. Лишь бы не было войны.
Теперь война есть. Кризис, время поджимает, всё вокруг бурлит. И это в каком-то смысле хорошо. Есть шанс очнуться, сбросить сонную одурь и попытаться спастись.
Источник