(no subject)

Sep 03, 2019 07:02



...У этнографа Светланы Адоньевой выходили две книги в издательстве "Пальмира". Одна - "Прагматика фольклора" основана на материалах фольклорных экспедиций, посвящена соотношению фольклора и социальных практик как их неотъемлемого контекста - на примерах магико-ритуальных практик, частушек, причитаний.
Вторая "Дух народа и другие духи" посвящена бытовым культурным стереотипам на советском и пост-советском пространстве. И это очень интересная и полезная книга для многих из нас. Потому, что в ней последовательно раскрывается как и главное зачем (или в ответ на что) были сформированы привычные практики и социальные установки от детских "секретиков" до значимости празднований дня Первомая и Нового Года. Откуда и зачем берутся такие "вечные" установки как "Пушкин - наше все", "Священный материнский долг"

и как оный долг соотносится с обезличенной обязанностью воспитать маленького гражданинчика для общества и государства (и соответствующей деформацией у педагогов и педиатров на пост-советском пространстве), даются пояснения тому, почему в мужской модели поведения в отличие от женской до седых волос присутствует позиция молодого парня-ватажника, а не хозяина дома. И много что еще из того, что привычно присутствует в обыденной жизни объясняется наново.
Это важно потому, что что названо, то приручено. Понимание природы таких вещей позволяет отойти в сторону от отношения к ним как к бесспорному авторитету, осознать откуда какие-то фрагменты таких практик есть в тебе, лучше понять старшее поколение, в котором все эти моменты присутствуют сильнее, и если и не согласиться с ними, то отделять их. Увидеть как свое-частное, на самом деле является общекультурным, и вовсе не было всегда и вовеки, а возможно сформировано с 1920х-1930х годов всего в течение 2-3 поколений. А также решить что из этого ты хочешь передавать дальше, а что нет. Поскольку это этнография в ней постоянно присутствует тема "метафорических гробов", также как у психологов фрейдистской школы банан это не просто банан. Но если подумать, то оказывается что метафорических гробов в мировосприятии человека на пост-советском пространстве до черта и больше. Полезная одним словом книга.
***
Для того, чтобы эту динамику оценить за более длинный период и увидеть как деревенская социальная модель была частично разрушена, а частично переселилась в города после революции, можно начать с монографии Лоры Олсон и Светланы Адоньевой "Традиция, трансгрессия, компромисс. Миры русской деревенской женщины".

ведьмина библиотека

Previous post Next post
Up