У
glam_fille попался интересный текст о развитии пиратства в Карибском бассейне и окрестностях, рабовладельчестве на Гаити и американском Юге, сахарных плантациях, распространением афро-карибских религий и тех корнях, из которых эти религии в каком-то смысле выросли.
Часть 1,
Часть 2,
Часть 3,
Часть 4,
Часть 5 (
приложение по рабству в США),
Часть 6,
Часть 7И часть 6 отдельно как тематическая:
ЧАСТЬ 6. ЧТО ТАКОЕ ВУДУ
По “Черному Кодексу” Людовика XIV, регламентирующему взаимоотношения плантаторов с чернокожими рабами (и заодно, чтоб два раза не вставать, запрещающему евреям селиться во французских колониях*) все африканцы, прибывающие в Америку, подлежали обязательной христианизации. В принципе, христианство с его идеологией терпения и мученичества, могло бы стать эффективным инструментом контролирования рабов. Если бы рабы не умирали раньше, чем их успевали перевоспитать.(
Collapse )
«Черный Кодекс» также обязывал хозяев кормить своих рабов и запрещал убивать их без внятной причины. Французскому Гаити наконец удается начать рост чернокожего населения и в конце-концов довести его до полумиллиона (о чем белые серьезно пожалеют, когда выяснится, что они противостоят восставшим невольникам в пропорции 1 : 10), но все еще преимущественно за счет ввоза новых людей, не за счет естественного прироста. В колонии продолжает умирать больше 20 000 рабов в год. Тем не менее, на Гаити постепенно формируется новая нация, и у этой нации возникает своя религия.
Из-за постоянной текучки черного населения христианство не успевало закрепиться как настоящая народная религия, которая передается от родителей к детям: потому что не было семей и не было детей. Вместо этого был постоянный приток новых людей из Африки, которые приносили в Америку свою религию и культуру - из Бенина, Нигерии, Того. Их верования только поверхностно задевались христианскими влияниями и смешивались между собой. В результате на Гаити возникала синкретическая - новая - религия: гаитянское вуду, voodoo или vodоun.
Эта греко-романская магическая кукла, пробитая гвоздями, не имеет никакого отношения к вуду: люди наводили таким образом порчу по всему миру с незапамятных времен. Особенно часто в этом колдовстве обвиняли протестантских "ведьм"
Скорее всего, всё, что вы знали о вуду, это в лучшем случае худу, а в худшем - Голливуд. Худу (hoodoo) - это американская народная магия, которой спекулируют подарочные ларьки в Новом Орлеане и жулики, живущие на туристах. Куклы, в которые втыкают булавки, амулеты гри-гри, предстказания будущего по картам и магическим шарам, заговоры, проклятия и снятия проклятий - это не вуду, это худу (hoodoo). Продавать мешочки, наполненные невесть какой гадостью, которые приносят удачу в любви и картах, - это худу. Читать псалмы из Библии, одновременно сжигая на свечке бумажку с желаниями, - это, как вы уже догадываетесь, чистой воды худу. Вообще, везде, где святая вода используется вместе с отрезанной куриной лапой - это все такие выбросы народного подсознания, которые к вуду имеют самое отдаленное отношение. Практически каждый раз, когда вы смотрите художественный фильм, и там упоминется вуду, это, скорее всего, самое что ни на есть худу.
Вуду это соврешенно нормальная полноценная политеистическая религия, возникшая во Французском Гаити. Терминология вуду состоит из африканских слов и искаженных французских. В вуду есть верховный бог - Бонди (Bondye искаж. Фр. Bon Dieu - добрый боженька). Он всемогущ и абстрактен и в этом похож на христианского бога. Что характерно, Бонди игнорирует людей с их проблемами - также, видимо, как христианский бог был глух к мольбам рабов. Поэтому реальные контакты люди имеют с богами второго уровня: лва (lwa искаж. Фр. Loi - закон), которых, впрочем, избегают называть богами, а называют «духами».
Эти лва бывают очень разные. Бывают положительные лва - Rada Lwa, старые добрые боги, пришедшие из Африки. Бывают отрицательные лва - Petro Lwa: эти, как правило, родились уже в Новом Свете и отвечают за все плохое в жизни, требуя кровавых жертвоприношений. А бывают еще Ghede lwa - это нормальные такие духи мертвых. И они всегда с нами.
На алтаре, помимо иконок и статуй святых, оставляют бутылочки с жертвоприношеиями (ромом), фрукты, свечи, маленькие черепа и гробики и проч. символические подношения лва
Мир в точки зрения вуду принципиально дуален. В параллель видимому, ощущаемому нами материальному миру существует спиритуальный невидимый мир, причем существует он не где-то на небе или под землей, а прямо тут же, вокруг нас, в неосязаемом четвертом измерении. Мы живем, окруженные невидимыми духами - преимущественно духами умерших, которые за нами присматривают и, если мы хорошо с ними обращаемся и периодически кормим, оказывают позитивное влияние на нашу жизнь. Кормить лва вовсе не обязательно чем-то ужасным и кровавым, многие духи предпочитают воскурения табаком и фрукты. После смерти, если все проходит правильно и гладко, дух человека отправляется в спиритуальный мир (угадайте через какой срок? Правильно: через год и один день) и воссоединяется там с другими лва и сам постепенно становится лва, с годами матерея и приобретая все больше божественных сил.
Когда мы говорим о духе человека, мы имеем в виду довольно комплексное понятие. В человеке есть “малая душа” - ti bon ange, Малый Ангел - его совесть, характер и душевные качества. Когда мы спим, Маленький Ангел покидает тело и странствует в невидимом мире, и мы видим сны.“Большая душа“ - gros bon ange - Большой Ангел, то, что мы привыкли называть «душой», то, что оживляет тело, позволяет ему двигаться, обеспечивает физиологические функции. Кода мы умираем, именно Большой Ангел отправляется навсегда в мир духов и становится лва.
Во время религиозных церемоний жрецы - хунган (муж.) или мамбо (жен.) призывают лва в наш мир и поощряют их вселиться в собственное тело. Говорят, что боги «оседлывают» (mount) жрецов, и жрец превращается в одержимого духом «швал» - фр. cheval, лошадь. В таком состоянии жрец становится де-факто богом и говорит от его имени, т.е. если, к примеру, лва мужского пола вселился в жрицу мамбо, к ней начинают обращаться на «он», как к мужчине. Куда в этот момент девается собственная душа хунгана или мамбо неясно, но, судя по всему, она затаивается где-то в теле или неподалеку.
Рисуют веве
Вызов лва - это довольно хлопотное дело. Нужно рисовать на земле сложные красивые узоры «веве»: специфический для каждого лва, - их рисуют, тонкой струйкой насыпая по контуру кукурузную муку, пепел и т.п. Потом делать жертвоприношения, иногда - с кровью, т.е. резать белого петуха и т.п. Потом нужны танцы, барабаны, пение - в общем целое мероприятие, и нет сто процентной гарантии, что лва придет. Из Африки пришло старое поверье, что дух можно в принципе поместить на сохранение не только в человеческое тело, но и в любой сосуд. Специальные горшочки для этого «гови» использовались для домашнего хранения духов предков - чтоб были под рукой. В Америке эта практика - хранение лва в сосуде - мало распространилась. Но она нашла свое отражение в повериях о зомби.
--------------
* Вы спросите «а велосипедистов-то за что?» За то, что в 17 веке евреи в Карибском бассейне воспринимались как голландские агенты
У этого же автора небольшое путешествие по Новому Орлеану, в том числе с кладбищенскими байками.
(
1) (
2)
(3) (
4) (
5) (
6) (
7) (
8) (
9)
И опять же немного любопытного об обустройстве кладбищ в Новом Орлеане.
Большая часть нового Орлеана и окресностей находятся ниже уровня моря, и этот факт вызвал массу проблем технического порядка, касающихся захоронения умерших.
(
Collapse )
Поскольку уровень грунтовых вод очень высок - достаточно копнуть лопатой и проступает вода - то каждые похороны представляли для местных поселенцев огромную головную боль. Если вырыть могилу достаточной глубины, она наполовину заполняется водой. Гроб - это практически водонепроницаемый и в значительной степени полый ящик, который хорошо плавает. Чтобы заставить дорогого покойника оставаться в земле, приходилось применять колоссальные усилия. Даже если заботливо придавить гроб камнями, достаточно было малейшего намека на наводнение чтобы давление воды выталкивало пустотелую коробку из земли - точнее полужидкой грязи, в которую эта земля превращалась. В Новом Орлеане стали просверливать дырки в гробах: не для того, чтобы не удушить заживо погребенных, а чтобы немного притопить погребенных посмертно. И все равно каждый сильный ливень, каждый подъем рек - и из-под земли вырывались неглубоко зарытые гробы, внося смятение и ужас в души добрых католиков и давая бесконечный материал для бурного городского мифотворчества (вампиры, зомби, привидения, мертвые с косами).
Помимо сверхъестественного страха и общего морального давления, всплывающие гробы несли с собой совершенно объективное давление гигиеническое. Их резонно винили в регулярно вспыхивавших в городе эпидемиях. К счастью, очередной мэр Нового Орлеана оказался испанцем и человеком решительным. В Испании тогда распространилась несентиментальная мода хоронить покойников в вольтах: таких ящиках в каменной стене. Массовое захоронение эконом-класса представляло собой нечто навроде современного японского бизнес-отеля, где каждый гость уклядывался на полочку и закрывался снаружи дверкой. Мэр запретил хоронить покойников где угодно, кроме специально отведенных кладбищ, а на кладбищах вам предоставлялся выбор: или вольт - или стройте себе отдельно стоящую семейную крипту. Но крипта ваша должна полностью располагаться на земле, не под землей.
В результате Новый Орлеан оброс своеобразными кладбищами, которые называют "города мертвых". Это ряды каменных склепов, высотой примерно в полтора-два человеческих роста, огороженных каменной стеной с камерами-вольтами. Семья Кёниг, покинувшая город до того, как они успели воспользоваться своей криптой, предоставила нам уникальную возможность посмотреть, как такой саркофаг устроен изнутри. Как вы видите, это купе с двумя уровнями. Сначала покойного нормальным образом кладут в гроб и помещают на верхнюю полку, после чего вход замуровывают кирпичной кладкой. Когда приходит время хоронить следующего члена семьи, гробницу вскрывают, достают оттуда гроб, вынимают останки и перекладывают их в специальный мешок, который помещают на первый этаж крипты (или в самую глубину вольта), а гроб уничтожают. После чего нового покойника укладывают на освободившееся место. Перекладывать тело можно не раньше чем через год и один день. Вы спросите: а что будет, если очередной член семьи умрет до того, как предыдущий отлежит свой срок? Для этого на кладбище есть специальные временные хранилища, куда гроб размещают до того времени, когда он сможет занять место в фамильном склепе.
По сей день большинство нью-орлеанцев предпочитают быть захороненными именно таким образом. Многие кладбища, куда водят туристов, вполне себе действующие. Для тех религиозных меньшинств, которые категорически желают быть похороненными в земле (ортодоксальные иудеи и мусульмане главным образом), существует форма захоронения в форме грядки: когда невысокая каменная ограда заполняется землей и гроб кладется в это приподнятое над общим уровнем почвы место. Обратите внимание, что один из Кёнигов упокоился именно в таком низком захоронении, заполненном землей. Я думаю, все ваши вопросы о том, почему Новый Орлеан стал столицей вампиров, отвечены.
Путеводители настоятельно рекомендуют присоединяться к экскурсиям и не шляться по кладбищам в одиночку. Одинокий турист, блуждающий по лабиринту склепов, становится легкой добычей грабителей - и привидений. Гиды уже, в свою очередь, будут пугать вас, чтобы вы не прикасались к подношениям, стоящим на могилах. Потрясающим образом дикие шаманские практики - вуду, да - здесь продолжают идти рука об руку с народным католицизмом, и народец оставляет мертвым разные дары, включая магические предметы, на которые "перевели" болезни и проклятия. Чаще всего, конечно, вы увидите на могилах вазы с цветами, свечи и неизбежные бусы.