Originally published at
Роман Поликарпов. You can comment here or
there.
22 июня и в стране отмечается день памяти и скорби, день начала Великой Отечественной войны. Предлагаю сегодня прогуляться по гидроэлектростанции, которая в полном смысле слова прошла всю войну и выстояла перед натиском врага. А еще эта станция - Нива ГЭС-2 - первая станция в Мурманской области.
Пуск станции состоялся 30 июня 1934 г. Её проектировали и строили одновременно! Сейчас такое трудно представить в строительстве, просто невозможно так работать. При этом ни проектировщики, ни строители не имели опыта строительства станций в суровых условиях заполярной природы. Из-за этого в ходе строительства случались аварии и срывы сроков.
Все было так: летом 1930 г. на берега реки Нива приехал первый отряд строителей. Сто человек, которые начали сооружение станции, прибыли со стройки ДнепроГЭСа. Они столкнулись с тяжелейшими условиями - лето закончилось быстро, начались холода, снег. А они жили во временных сооружениях, многие в палатках.
На строительстве станции применялся труд как ссыльнопереселенцев, так и заключенных (всего около 34 тысяч человек). Тем не менее, станция была закончена в рекордный срок и уже до войны давала электричество.
Сейчас станция выглядит прекрасно и очень радостно. На мой взгляд, одна из самых красивых станция в Кольской энергосистеме.
Вот позитивнейший желтый кран.
Установленная мощность станции - 60 МВт. Трудятся четыре вот таких гидроагрегата.
Приборы тут тоже улыбчивые :)
По-видимому, это датчик вибрации вала или что-то в этом духе.
Сам вал, на котором под полом закреплено рабочее колесо, которое вращается потоком воды.
Приборы теплые, ламповые. Сделано в СССР!
ГЭС-2 расположена в среднем течении Нивы, между Пинозером и Плесозером, около поселка Нивский. Первый гидроагрегат Нива-2 был пущен 30 июня 1934 г., остальные - в 1935 г., 1937 г. и 1938 гг. соответственно. Завершено строительство было в 1938 г. День пуска первого гидроагрегата Нивской ГЭС-2 считается на Кольском полуострове датой начала электрификации Заполярья.
Задвижки похожи на какие-то очень суровые чугунные Сегвеи :)
Нивская ГЭС-2 дала начало созданию энергетической базы, позволившей осваивать запасы минеральных ресурсов Кольского края, а именно хибинских апатит-нефелиновых руд. Выработка электроэнергии станцией означала также и электрификацию железной дороги. В ноябре 1937 г. мимо ГЭС прошел первый электровоз, он остановился и поприветствовал строителей станции гудком. Но на момент окончания строительства станция занимала 3-е место среди ГЭС СССР, и ее прозвали «Заполярным ДнепроГЭСом».
Дежурный станции показывает местный артефакт: сувенирную печать, где оставляют автограф все работники, уходящие на пенсию со станции.
За кулисами главного приборного щита торжествует аналоговая схемотехника. Ух, выглядит захватывающе!
Верхний и нижний бьеф соединяют водоводы.
Станцию с другими не перепутаешь, очень узнаваемо выходит.
Журналисты не упускают случая сделать селфи. А действительно круто выходит! Соберут тонны лайков ;)
С началом Великой Отечественной войны часть оборудования станции эвакуировали. Нива ГЭС-2 подверглась бомбардировке, а ее строения были сильно разрушены, однако она продолжала функционировать. В 1941 году в работе остался один агрегат. Большая часть работников была призвана на фронт.
В 1942 - 1944 гг. оборудование ГЭС возвратили из эвакуации, хотя агрегаты работали буквально под открытым небом, укрытые только шалашами. Работникам приходилось проводить многочисленные ремонты и вытаскивать из водоводов неразорвавшиеся бомбы, рискуя жизнью.
Сейчас на Каскаде Нивских ГЭС есть прекрасный музей.
Советские плакаты тридцатых годов:
Кое-какие бытовые предметы тех времен.
Музеем заведует Владимир Викторович Орехов. Он рассказывал многое о тех временах.
Первая партия людей на строительство набиралась так: по деревне шли местные колхозные активисты с милицией, заходили в избы и приказывали немедленно собираться с постельным бельем, одеждой, запрасом продуктов и инструментами - топорами, пилами. Сажали на подводы до ближайшей станции, затем грузили в товарные вагоны и, не объясняя ничего, неделями везли как скот «куда-то». Раз в 2-3 дня открывали двери, умерших хоронили в общих могилах при дороге. Так за 2 года было вывезено 1.8 млн. человек, из них около 10 тыс. человек оказались в поселке Нивастрой.
С сентября 1931 начались самые трудные времена. Численность населения составила 12 тыс человек, много детей (2080 чел) и женщин (поселенцев привезли с семьями). К декабрю, судя по отчетам, жилая площадь составляла 1.8 кв. м на человека. Для сравнения, сейчас осужденных убийц в самых строгих тюрьмах содержат на площади в 5 квадратных метров. А то жилье еще и не было приспособлено. В лучшем случае это были деревянные бараки, а зачастую и просто летние, даже не окопанные палатки!
Начался тиф и смертность составляла 10 человек в день, около 7000 заболели.
Осенью прибыл первый экскаватор. До этого год зимой и летом грунт и камни копали вручную. Вывозили на ручных тачках.
На этой карте отмечены места, где располагались трудовые лагеря НКВД. Там содержались так называемые крестьяне - «враги народа», уголовники и священнослужители.
В музее огромное количество документов, списков и личных дел того времени.
Еще один штрих к истории про дисциплину. За опоздание на 10 минут на работу (по любой причине), человек на месяц лишался пайка и направлялся на принудительные работы на ту же стройку ГЭС. За несколько провинностей могли последовать меры, вплоть до высшей.
Вот такими мерами советская власть обеспечила энергетическое могущество региона и промышленное развитие всей страны.
Не забывайте подписаться но обновления этого блога. Новые материалы последуют!