Originally published at
Роман Поликарпов. You can comment here or
there.
В праздник Дня Победы я решил посетить одно очень хорошее место на нашей земле. В поселке Сафоново существует музей ВВС Северного флота, в коллекции которого содержится очень хорошая коллекция экспонатов.
Фотоотчет смотрите под катом
На территории сразу заметен примечательный самолет-амфибия
Бе-12. Кстати, на острове в заливе можно увидеть еще более примечательный
Бе-6, только подойти к нему невозможно и состояние этого памятника очень плохое.
А вот и красавец Бе-12
Очень необычный силуэт, красивый.
На территории домик Гагарина, привезенный в 1983 году из Корзуново. Ну реликвия, как ни крути. Дом первого космонавта ПЛАНЕТЫ!
А вот его самолет МиГ-15, самый массовый истребитель в мире. Тот самый, что гонял «Фантомов» в Корее.
В здание основного музея я попасть не смог, т.к после обеда оно было закрыто на спецобслуживание норвежской делегации. Зато попал в ангал с экспозицией самолетов и вертолетов. Скажу сразу, что коллекция отличная, а вот экспонирование - ужасное. Ангар трещит по швам под порывами ветра, освещение ужасное, с неприятным цветом. Самолеты стоят один на одном и отгорожены, так что обойти кругом их невозможно.
фотографировать их решительно невозможно. Будете идти, берите с собой светосильную оптику или хорошую вспышку. И фонарик... В углах ангара рассмотреть невозможно без фонарика что за самолет-то, только силуэт...
Кстати, входной билет стоит 25руб, а вот мой фотоаппарат попал туда за 50руб!
На входе встречает
Ил-28 с заглавной фотографии.
Это первый советский реактивный бомбардировщик. Показал себя как хорошая надежная машина, но с вооружения был снят сравнительно быстро, заменен более новыми Ту-16. Зачастую эти машины уничтожались варварски, давились тяжелой техникой прямо на летном поле, без съема оборудования. Многие были установлены как памятники. Один из них здесь, в музее.
Это
Су-25. Самолет-штурмовик для поддержки наземных войск. За мощное вооружение и исключительную живучесть называемый «летающий танк». машина старая, но до сих пор стоит на вооружении.
Дальше
Як-7Б. Самолет времен ВОВ, интересных фактов про него не могу сказать, справочные данные читайте в Википедии.
В темном углу стоит большой
МБР-2 Интересная машина еще довоенной постройки. Название расшифровывается как «Морской близкий разведчик». Так и использовался. Википедия описывает рекорд «Самолёт авиалинии Одесса - Батуми совершил аварийную посадку в акватории чёрного моря, где в течение девяти суток дрейфовал в штормовых условиях»
По левую руку большой
Су-9 Грозный реактивный перехватчик. Максимальная скорость: 2 230 км/ч. Практический потолок: 20 000 м. Активно боролся со всеми нарушителями границ СССР и высотными разведчиками.
Теперь союзнический
Хоукер Харрикейн Британский одноместный истребитель времён Второй мировой войны. Всего, в качестве Британской военной помощи, за годы войны, в СССР было поставлено около 3 тысяч «Харрикейнов». Конечно, по сравнению с И-15 или подобными альтернативами, «Харрикейн» был чудом современной авиации. Однако уже в конце 1941 г. «Харрикейны» сильно уступали немецким истребителям. С появлением новых советских самолётов отставание"Харрикейнов" стало ещё более заметным. Но это был все равно очень хороший истребитель, особенно в сфере применения в ПВО. «Харрикейн» легко и устойчиво выполнял различные фигуры, будучи вполне доступен летчикам средней квалификации, что было немаловажно в условиях военного времени.
В музее довольно много двигателей. Но большинство из них лежит в темных углах, так что без фонарика их и рассмотреть-то нельзя.
А это один из самых узнаваемых самолетов времен ВОВ -
Мессершмитт-109 Одномоторный поршневой истребитель-низкоплан, стоявший на вооружении люфтваффе и ВВС различных стран около 30 лет. В зависимости от модификации использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика. Являлся основным истребителем люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны. По количеству произведённых машин (по состоянию на апрель 1945 года - 33 984 шт.) является одним из самых массовых самолётов в истории, уступая лишь штурмовику Ил-2
Рядом - просто уникальный экспонат.
И-153 «Чайка»
Конструктор Н.Н.Поликарпов. Уникальность в том, что, если интернет не врет, таких самолетов осталось всего 2 - один во Франции, в Ле Бурже. Другой - в Сафоново. Выглядит машина очень неплохо, так что высказывается мнение, что это музейная реплика.
Еще один красавец. Советский
Як-9. Самый массовый истребитель СССР в ВОВ.
Коллега-иностранец - «
Аэрокобра» из США
На таких самолетах летали такие результативные асы, как Александр Покрышкин и Григорий Речкалов. Один из самых массовых самолетов на стороне СССР.
И снова герой -
Ил-2 Штурмовик
Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук
В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть называли его нем. «Betonflugzeug» - «бетонный самолёт» и нем. «Zementbomber» - «цементированный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav), также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «чумой».
Примеры вооружения
Заставленный так, что не сфоткать толком, стоит рядом очень интересный аппарат - палубный самолет с вертикальным взлетом
Як-38 Можно рассмотреть оборудование в крыле, через торец складного крыла
ВОт еще необычный экспонат. Пограничный столб с участка госграницы СССР в заполярье, которую немцы так ни разу и не перешли за всю войну
Стоит большущий вертолет
Ми-4 с бомбой на необычной внешней подвеске.
В углу (очень темном!) притаился
МиГ-17, еще одна легенда истребителей 40-50-х.
Всеми фотоусилиями из тени удалось вытащить
СБ-2 - самый массовый бомбардировщик КБ Туполева.
А вот и старичок конструктора Поликарпова
По-2. Знаменитый прославленный самолет, один из самых массовых в подобном типе.
Один из самых интересных экспонатов, бомбардировщик
Ил-4 Дальний бомбардировщик. Наиболее известным достижением этих самолетов были бомбардировки Берлина в начале Великой отечественной войны. Здесь представлен вариант «Торпедоносец».
В 1981 году снимался одноименный фильм и для съемок экспонат из музея был доведен до рабочего состояния, поставлены двигатели и самолет хотя и не мог летать, но мог перемещаться по земле самостоятельно. Так и снялся в фильме.
Правда, из-за запущенности музея в 1991 году произошло разрушение крыши ангара музея и тяжелые балки упали и повредили экспонаты и, прежде всего, этот Ил-4. Он был восстановлен, но возможность запуска двигателей, наверное, не сохранена.
Такой же Ил-4 установлен как памятник в Североморске на улице Кирова, рядом со штабом СФ.
Самым новым экспонатом, насколько я понимаю, является палубный вертолет
Ка-25, подаренный музею в 2001 году.
Таким получилось это посещение. Жаль, что экспонируется все это довольно паршиво и не тянет на приличный уровень. А ведь могли бы, ведь экспонаты любопытные. Я уже не говорю, что в зарубежных музеях эта техника, порой, находится в состоянии летной годности, а здесь она в разной степени «музейности», местами даже потрепаная.
При случае рекомендую посетить это место всем любителям авиации.
Другие фоторепортажи:
Первый рейс авиакомпании «Трансаэро» в Мурманск Как тренируются бортпроводники? Экскурсия в тренировочный центр «Аэрофлота» Полет на летном тренажере авиакомпании «Аэрофлот» Трудно ли ездить на снегоходе? Большой тест-драйв. Как люди живут в тюрьме? Репортаж из мурманской колонии для опасных преступников ИК-17 «Угольки» Как делаются новости на телевидении? Первый мурманский авиаспоттинг