Оригинал взят у
pechkeen в
Гештальттерапия Тот факт, что у определения «гештальт» нет точного перевода, закрепил за гештальттерапией (далее Гт) репутацию чего-то трудно постижимого. В интернете сложно найти доступное объяснение системе и методам работы используемым в Гт.
Для того чтобы исправить эту ситуацию и дать возможность «простым смертным» понять, что стоит за страшным словом «гештальт» написан этот пост. Я посвящаю его Фрицу Перлзу - создателю Гт, которого нежно люблю и считаю одним из бодхисаттв, принёсших человечеству частицу истинного света.
Чтобы не заморачивать читателя, я не буду давать энциклопедических данных, и описывать всю систему Гт и взаимосвязи между её элементами. То, что здесь описано, является результатом моего личного осознания предмета, поэтому может и должно отличаться от хрестоматийного.
Итак, гештальтпсихология рассматривает и объясняет систему функционирования организма в окружающей среде. Основным её понятием является целостность, собираемая нами из элементов как тенденция восприятия. Мы являемся частью внешней среды, т.к постоянно соприкасаемся с нею поверхностью кожи, органами восприятия, дыхания, пищеварения и т.д. Таким образом, мы не являемся чем-то индивидуальным. Мы часть большей целостности. Однако, любую целостность можно точно так же разложить на вполне объективные части, каждая из которых индивидуальна.
Гт является методом основанным на гештальтпсихологии и объясняет психические феномены возникновения невроза и средства для его трансформации.
Главными элементами Гт являются организм, фигура и фон.
Главной действующей силой - энергия, дифференцированная в двух аспектах: положительном и отрицательном, свойства которых проявляются так же в притяжении и отталкивании, импульсе и торможении, а на органическом уровне в возбуждении и мышечном спазме. Первый аспект этой двойственности - положительная и актвная энергия, является синонимом агрессии, т.к. любой контакт с внешней средой, по сути, агрессивен. Он предназначается для манипуляции, разрушения или вбирания в себя внешних объектов - получения индивидуальных выгод.
Организм это ты, я или он - каждый из нас, кто является совокупностью физических и психических феноменов. Главное свойство принадлежащее организму - контакт с внешней средой как постоянный творческий процесс.
Фон это внешняя среда. В ней организм находит то, с чем он соприкасается, что его питает и из чего он извлекает опыт. Кроме того, фон оказывает агрессивное воздействие на организм. Так же как и организм на него. Сам организм является фоном, частью внешней среды для любого другого организма. Фон постоянно меняется, поэтому организм вынужден приспосабливаться к фону и реагировать творчески на его изменения.
Фигура это объект фона, который интересен для организма. Исходя из своих потребностей и с помощью органов восприятия, организм выбирает её из фона. Фигура возникает в психике как модель, но её поиск осуществляется с помощью физики и в физическом мире. Фигура и фон обладают взаимосвязью. Например, дождливая погода, являясь фоном, создаёт интерес у организма в том, чтобы защитится от дождя, так на фоне возникает фигура зонтика.
Процесс образования фигуры вкратце можно описать так: В ответ на внешнее или внутреннее влияние у организма возникает потребность, это создаёт энергию, которая вызывает у организма возбуждение. Энергия предназначена для достижения фигуры, а возбуждение это то, что даёт возможность организму ощутить факт возникновения энергии, с другой стороны создаёт напряжение - дискомфорт, который организм стремится погасить с помощью достижения фигуры и разрядки.
Приведу простой пример:
Фоном для организма является жаркая погода. Организм испытывает дефицит жидкости. На фоне возникает фигура - стакан воды. Выделяется энергия, предназначенная для того, чтобы стакан найти и выпить. Организм испытывает возбуждение, органы восприятия сканируют фон, моторика работает для того, чтобы приблизиться к стакану воды. Наконец стакан найден, жидкость выпита, а главное - возбуждение, связанное с фигурой стакана - погашено. Организм возвращается в состояние покоя. Но лишь до момента возникновения следующей фигуры.
Фигура это и есть гештальт. Он может быть завершённым и незавершённым. Таким образом, незавершенным гештальтом на фоне жаркой погоды для организма, будет не найденный и не выпитый стакан воды, неудовлетворённая жажда и непогашенное возбуждение.
Гештальт может быть так же слабым и сильным. Слабый гештальт это смутная фигура, которая, «то ли есть, то ли нет». Например, проблема выбора возникает, как правило, когда на фоне присутствует два слабых гештальта - две фигуры, ни одна из которых не может погасить возбуждение и удовлетворить интерес.
Меня иногда спрашивают: Дима, мне предлагают две работы, не могу решить какую выбрать?
Никакую, - отвечаю я, - будь хоть одна из них по настоящему интересна, разве стояла бы перед тобой «проблема выбора»?
Сам процесс жизни организма, с точки зрения Гт можно описать как череду фигур-гештальтов, возникающих на фоне и сменяющих друг друга, совокупность усилий для достижения этих фигур, и серию сменяющих друг друга состояний возбуждения и покоя связанных с этим. Пребывая в этом процессе и творчески действуя в отношении изменчивой среды организм, получает из неё информационную и физическую пищу, меняется сам и меняет среду.
Организм стремится к контакту с фигурой. В этом стремлении он должен завершить как можно больше гештальтов и сохранить собственную целостность. Внешняя среда состоит из других организмов и явлений и постоянно меняется. Чтобы обеспечить себе возможность контактирования, организм должен творчески реагировать на эти изменения.
Для продолжения кликнуть сюда, в нём я рассказываю о неврозе, невротиках и гештальт терапевтах.