Друзья, интересны ваши мнения.
Поставил на сайт интересную
статью о перспективах храмовой архитектуры. Действительно интересные вопросы поднимает автор, священник и архитектор Константин Камышанов. Какой быть современной храмовой архитектуре? Как быть, что идеи, заложенные в основу классической организации храмового пространства, фактически ушли в прошлое? Какие богословские идеи можно воплотить в архитектуре? И многое другое.
Автор пишет: "Продолжением темы храма Субботы мог бы стать храм Воскресения, весь светлый, наполненный солнцем, сияющий и заставляющий сиять народ, иконы, пространство." Я позволил себе проиллюстрировать это интерьером нашего Спасо-Преображенского храма, наполненного светом.
А вот еще цитата из автора: "Реально планировка нашего храма такова: Алтарь, собственно храм - четверик, трапезная и притвор. В трапезной никто не трапезничает, в притворе нет кающихся и отверженных. То есть, даже это слабое подобие выродилось до простых отношений объемов: Алтарь - Храм. Все прихожане находятся в одном однородном пространстве, противолежащем объему алтаря.
Но что же мы тогда имеем? Какова богословская идея этих двух объемов? Ее нет.
Вот именно здесь возможны совершенно новые интерпретации. Например, поскольку вся наша служба имеет венцом литургию, то вполне законно можно было бы рассматривать модель Сионской горницы. Ведь она и в самом деле стала первым новозаветным храмом, и в ней совершилась первая литургия. Алтарь посередине, как Трапеза апостолов, а предстоящие либо вокруг, либо на площади полукружья. Алтарь в этом случае мог бы иметь низкую византийскую преграду, так как Христос не отделялся от учеников, а был среди них."