Сегодня вечером - Мариино стояние. Снова читали канон Андрея Критского и житие прп.Марии Египетской, которое постоянные прихожане могут пересказать близко к тексту. Чего не скажешь о каноне. Редкий священник читает канон без ошибок, увы. Кроме того, это тест на знание Писания. Я вот, к своему стыду, не смог точно идентифицировать Ианния и Иамврия, хотя, конечно, было понятно, что это некие нечестивцы :) Вот сейчас залез в интернет, узнал, что имена эти встречаются только в 2Тим 3:8, и что согласно таргумам, это имена двух египетских волхвов, которые противостояли Моисею во время "казней египетских".
Служили три часа. После службы на проповеди сказал о том, что история прп.Марии показывает нам то, как трудно и долго изживаются последствия греха.
Грех пускает корни внутри нас, подобно тому как есть вирусы, которые, однажды попав в организм, уже не могут быть полностью уничтожены. Можно сделать незаметными их проявления, но нельзя освободиться от них. Или как если кувшин разбить, а потом склеить, то можно им носить воду, но все равно он будет разбитый. Так и согрешив, недостатчно однажды покаяться у аналоя, и дальше жить как ни в чем не бывало. Последствия греха изживаются долго. Мария большая молодец, что поняла это, будучи той, кем она была. Как долго потом ей слышались привычные ранее блудные песни, обонялись запахи тучных трапез...
Если покаяться и оставаться в беспечности, то грех очень скоро снова завладеет нами. И получается то, о чем писал ап. Павел, приводя пословицу: "Пес возвращается на свою блевотину" и "вымытая свинья идет валяться в грязи". Когда переступил через совесть и совершил грех один раз, второй раз сделать это гораздо легче. Бывает так: согрешил, ужаснулся, покаялся - и успокоился на этом. Но постепенно грех снова начинает завладевать нами, и если остаешься в беспечности, то очень скоро падешь снова. И не потому что якобы "Бог попускает", дабы не превозноситься, и т.п - известная риторика, но именно потому, что это Я сделал такой выбор, и Я и никто другой несу за это ответственность.
Падение начинается с разума, и потом завладевает телом, и для спасения нужно также исцелить разум. Об этом часто вспоминает Андрей Критский. "Но в покаянии мя приими и в разум призови..."
И второе, чему учит нас сегодняшнее житие. Нельзя спастись без Иисуса Христа. Мария много лет провела в подвигах, но встретив в конце жизни Зосиму, просит его об одном - принести в следующий раз ей Святые Дары, Тело и Кровь. Аскетические подвиги важны, исправлять себя крайне необходимо, но этого мало. Вирус греха можно спрятать, прекратить его действие, но нельзя изжить совсем. Нельзя без Бога. Нужен Сам Христос, чтобы принять спасение. Вывод: не пренебрегать литургией и возможностью причащаться.
Так, для спасения нужны действие человека и действие Бога. Спасение - точка, где встречаются два движения: нас к Богу и Бога к нам. Убери одно из звеньев этой цепи - все распадется.
Запостил этот текст и на
kiev-orthodox.org