На прошлой неделе удалось встретиться и поговорить с о.Георгием Митрофановым. Из этого получился
материал на Религии в Украине. А сюда скопирую некоторые цитаты:
...Не всегда плохо, когда семинарист переживает мировоззренческий кризис и подвергает сомнениям постулаты своей детской веры... Нередко без кризисов в семинарии проходят только конформисты или люди весьма ограниченные.
...подлинная церковная жизнь невозможна без серьезной культуры, серьезной науки, и церковная традиция - это традиция культурная, требующая к себе очень серьезного отношения. Характерное для нашего времени убеждение, что если ты стал человеком церковным, то ты должен максимально опроститься и забыть все из того, что немного, но знал, - мешает нашей церковной жизни развиваться.
Мы потому так часто неубедительны, что говорим одно (даже подчас мы говорим правильные вещи), но наша жизнь далека от наших высоких идеалов - жизнь нашего духовенства, жизнь наших мирян.
...что средства массовой информации обрушиваются подчас на Церковь - этого бояться не нужно. Нужно бояться суда Божия.
Пока мы сами не начнем говорить о собственных недостатках, мы будем все более уязвимы. И если каждый христианин не считает для себя зазорным каяться в грехах на исповеди, то что, собственно, дурного в гласной церковной дискуссии по поводу проблем нашей церковной жизни?
у русского народа была сформирована очень яркая, выразительная традиция бытового исповедничества христианства. Но христианского мировоззрения сформировать не удалось, и ответственность за это во многом несет именно Церковь.
Свободная Церковь в несвободном государстве. Это давно забыто. «Смирение» и «послушание» - вот те два риторические слова, которые определяют церковную жизнь сейчас, и которые очень хорошо укладываются на стереотипы сознания постсоветского человека, привыкшего жить в безликом коллективе, не брать на себя ответственность и избегать свободы.
...нужно, чтобы христианин считал для себя недопустимым взять в руки красный флаг. Необходимо сделать так, чтобы христианин отдавал себе отчет в том, что об убиенных и об убивавших во время войны, прежде всего, нужно сугубо молиться, а не похваляться подлинным или мнимыми (тем более!) победами прошлого.