Краденые штаты
Косматый шар нестерпимо яркого солнца медленно коснулся горизонта пустыни, подсветив чахлую растительность пересохшего пейзажа штата Сонора багровыми искрами. Возле безобразно ржавого автомобильного трейлера, наполовину ушедшего в землю и покрытого толстенным слоем вездесущей пыли, на перевернутой бочке от топлива сидел иссушенный свирепым мексиканским жаром старик. В лице его едва заметно угадывались черты предков-тольтеков. Казалось, что весь он, его линялое старомодное пончо, кособокая кепка, равно как и весь окружающий мир пропитан этой мельчайшей пылью, которая не только забилась во все поры кожи старика, но даже обесцветила его глубоко запавшие глаза, запорошив их поверх смертельной усталости тонкой пленкой апатии. Рядом со стариком прямо на земле примостился чумазый мальчонка, возящий туда-сюда по земле старенький игрушечный трактор без одного колеса. Внезапно малец поднял глаза и спросил:
- Абуело (abuelo - дедушка (исп.)), а почему мы живем в этом ржавом фургоне? Ведь ты всю жизнь тяжело работал, а у нас ничего нет. Миа мамита плачет почти каждую ночь и говорит, что от папы, ушедшего с теми страшными лос койотес (coyote - нелегальный проводник через границу (исп.разг.)) на ту сторону границы, давно нет вестей, и она даже не знает, жив ли он.
Старик скосил взгляд на внука, протянул руку, перевитую вздувшимися венами старого землепашца, и потрепал мальчишку по черноволосой голове. Затем, чуть повысив старческий надтреснутый голос, сказал в дверной проем трейлера:
- Дорита, дочка! Принеси-ка мне воды, что-то совсем в горле пересохло.
Затем опять взглянул на внука и, чуть помедлив, произнес:
- Армандо, это долгий рассказ, ниело (nielo - внук (исп.)). Но, пожалуй, тебе не помешает это знать. Эту историю мне рассказал мой прадед, а ему его…
Начиналось все ровно двести лет назад, когда в 1819 году США подписали с Испанией договор, признав Техас и другие земли на юге неотъемлемой частью Новой Испании. Затем, в 1821 году, когда Мексика, как ранее сами США, объявила о независимости от Испании, проклятые грингос (gringo -американец (исп.)) назвали договор недействительным и начали оккупацию мексиканских земель.
Подлые ихос дель дьябло (hijo del Diablo - сын дьявола (исп.)), укравшие наши земли в штатах Коуила и Техас, в 1825 году издали закон, по которому любой американский переселенец мог очень дешево, да еще и в рассрочку, купить себе земельный надел. Очень скоро количество этих переселенцев перевалило за 30 тысяч, что в десять раз превышало количество мексиканцев. Правительство США в первую очередь снабжало своих колонистов не мотыгами и плугами, а винтовками и револьверами, а многие еще и привозили с собой рабов-негров.
Оккупировав земли Мексики, американцы демонстративно игнорировали законы страны, в числе которых был и запрет рабовладения. К 1830 году ситуация ухудшилась настолько, что мексиканский конгресс был вынужден принять закон, запрещающий иммиграцию из США в приграничные штаты и даже попробовал создать военные гарнизоны, которые должны были противостоять захватчикам и ввозу рабов. Однако попытку Мексики ввести войска на собственные территории непрошеные гости восприняли агрессивно, схватившись за оружие. Уже в 1832 началось вооруженное противостояние отрядов армии и отрядов колониалистов. Армия Мексики в то время была крайне слаба и полностью состояла из индейцев и крестьян-пеонов. Стоит ли говорить, что они не смогли выбить захватчиков, которым сверхактивно помогали США. С севера на захваченные территории шел бесконечный поток оружия, продовольствия, добровольцев, которым правительство штатов неплохо платило, да еще и обещало бесплатную землю.
2 марта 1836 года колониалисты, наплевав на такие понятия, как государственный суверенитет, провозгласили образование «республики Техас», которая мгновенно обратилась к правительству США с просьбой ввода войск и защиты от Мексики. Сепаратистов тут же признали Англия и Франция. Президент Санта-Анна возглавил армию, которая попробовала вернуть наши земли назад. Поначалу им даже удалось захватить столицу Техаса - Сан-Антонио, но после этого в устье реки Сан-Хасинто на них напали организованные отряды колонистов при поддержке армии США. Войска были разгромлены, а Санта-Анна попал в плен, где подписал соглашение о прекращении огня и признании Техаса независимым государством. Однако остальная страна, включая конгресс, это соглашение не признали.
В 1843 году Мексика предупредила, что любые попытки США включить Техас в свой состав будут расцениваться как объявление войны. Американцы попробовали подкупить правительство Мексики, отправив к ним посольство Джона Слайдела, однако мексиканцы проявили завидную твердость. Америка, зная о своем подавляющем военном превосходстве, в 1845 году решением конгресса приняла оккупированные территории в свой состав, тотчас введя туда армию Закари Тейлора с приказом прихватить все земли вплоть до Рио-Гранде. Попутно пришлые граждане заявили, что теперь они претендуют еще и на Калифорнию с Нью-Мексико, богатые полезными ископаемыми.
Мексиканцы в апреле 1846 года попытались вытеснить незваных гостей обратно, к сожалению, им это не удалось. Правительство Соединенных Штатов объявило Мексике войну, направив на ее завоевание две заранее подготовленные армии. Группировка Тейлора оккупировала всю Калифорнию и часть Северной Мексики, захватила город Монтеррей, а в феврале 1847 года возле городка Буэна-Виста в очередной раз разгромила армию мексиканцев.
С другой стороны в страну 9 марта 1847 года вторгся оккупационный корпус под командованием генерала Уинфрида Скотта, который сходу захватил Веракрус. После этого интервенты направились в сторону Мехико, который смогли взять, разбив ценой больших потерь отряды сопротивления у Серро-Гордо. 14 сентября Мехико был захвачен. Вся территория Мексики превратилась в кипящий котел, в котором армию вторжения бесконечно атаковали многочисленные, правда, плохо вооруженные, отряды герильяс. Не помогал даже чудовищный террор, который агрессоры развернули на захваченных территориях. Понимая, что силы их на исходе, оккупанты попробовали легализовать свои военные трофеи. В ходе переговоров правительство США требовало от Мексики признать потерю ¾ собственных территорий, угрожая в противном случае продолжением войны и внутреннего террора.
Особенно плохой ситуация стала после того, как стало понятно, что президент Санта-Анна предал собственную страну, проводя активные секретные переговоры с американцами, пытаясь выторговать лично для себя откупные побольше. Он был готов на практически любые уступки, предложив президенту США Полку даже продолжить боевые действия с целью запугивания местного населения. В то же время он крайне неудачно командовал собственными войсками, терпя одно поражение за другим. Под давлением Санта-Анна сложил с себя полномочия, передав правление представителю партии мира - модерадос - Мануэлю Пенья-и-Пенья. Последнему в наследство досталась полностью разоренная страна, в которой практически не было центральной власти, и которая была почти полностью оккупирована.
В феврале 1848 в Гуадалупе-Идальго стороны подписали мирный договор. Согласно ему Мексика навсегда теряла земли, на которых сейчас находятся Техас, Нью-Мексико, Калифорния, Юта, Невада, Аризона, Колорадо и Вайоминг, общей площадью 1,3 миллиона квадратных километров. Это составило 55% от всей площади страны, потеряны были самые плодородные и богатые ископаемыми территории.
Последний луч светила прощально стрельнул яркой нитью в темнеющее небо. Мальчик завороженно слушал хрипловатый голос старика. Рассказ катился над остывающей пустыней, наполненной шуршанием гонимого ветром песка.
- А что же дальше, абуело? Неужели мы так и будем жить в этом старом фургоне, а ты будешь каждый день надрываться на полях, пока кто-то сладко живет на нашей земле? Неужели так будет всегда?
Старик помедлил, задумчиво глядя слезящимися глазами во мрак ночи.
- Ты еще очень мал, Армандо, и не понимаешь, что ничто не происходит быстро. История творится медленно, как холм, что наметает горячим ветром. Сегодня наша страна слаба и не может силой вернуть свое. Проклятые пендехос (pendejo - трус (исп.)) с севера сильнее нас, к тому же они никогда не воюют честно и могут только расстреливать заведомо более слабых соперников. Но ничего, капли времени уже точат камень страны, родившей столько презренных кабронес (cabron - подлец, мерзавец (исп.)). Во всех штатах, что когда-то принадлежали нам, уже давно нельзя устроиться на работу без знания испанского языка, количество мексиканцев в них давно превысило количество белых гринго. Их дети травятся наркотиками, что идут бесконечным потоком из Колумбии, их подростки слушают нашу музыку в стиле корридос (los corridos - латиноамериканский рэп, прославляющий жизнь наркомафии (исп.)), пропагандирующую насилие и смерть, а американская пограничная охрана ничего не может поделать с тысячами таких, как твой отец, ежедневно переходящих границу и навсегда остающихся там жить. Кецалькоатль еще развернет свои перья над этой землей.
Сергей Савчук специально для «Актуальных комментариев»
Подробности от АК:
http://actualcomment.ru/kradenye-shtaty-1602200812.html