Новогодние каникулы - хороший повод вспомнить, как выглядит зимой Приморский край. Прошло уже несколько лет с момента, когда поездка сюда пришлась на зиму, и, судя по ощущениям, действительно подзабыл, каково оно здесь зимой. Чего только стоит гораздо, гораздо более поздний, чем в Москве, заход солнца! В семь часов вечера еще светло!
Уже сразу после прилета почувствовалась разница с сумеречной унылой зимней Москвой. В аэропорту пассажиров встретила ясная и морозная погода. Улетая из Шереметьево с плюсовой температурой, мы прилетели в местность, где столбик термометра даже в самые теплые дни почти не поднимался выше минус десяти градусов.
И ветер. Суровый зимний северный ветер дул в Приморье почти постоянно. От этого я тоже давно отвык, прилетев во Владивосток без шапки. Старой закалки хватило, чтобы проходить все каникулы не прикрывая уши, но ощущения, конечно, не из приятных. От студеного приморского ветра, дующего в лицо, сильно болят кости черепа. Ну а уши сворачиваются в трубочку, прижимаются к голове и всячески пытаются хоть немного подвигаться и согреться. Если снимать перчатки на таком ветре, нужно быть готовым к тому, что пальцы замерзнут практически сразу же. В чем я убедился, когда делал несколько снимков моста через Золотой Рог - буквально через пару минут на ветру я не ощущал рук, они просто горели. И не сразу их почувствовал, спрятав обратно в перчатки. Не удивительно, что при температуре -16 градусов и ветре 6-8 метров в секунду фактически себя чувствуешь как при -23-25 градусах.
Со снегом на юге Приморского края было еще более напряженно, чем в новогодней Москве. Его практически не было - все дни стояла солнечная, почти безоблачная погода с сильным ветром, и снег просто сдуло с открытых участков в овражки и ложбины.
Но хватит о погоде. Она хоть и оставила заметный след во впечатлениях от поездки, но гораздо более глубокое чувство вызвали изменения южного Приморья. За последние годы некоторые знакомые места изменились очень сильно - изменились дороги, выросли новые городские здания, были построены различные промышленные и инфраструктурные объекты. Буквально сразу по прилету в глаза бросились новые дороги от аэропорта в сторону Владивостока, с широкими полосами и сложными развязками. Местные жители, не часто бывающие в районе аэропорта, жаловались, что чувствуют себя не в своей тарелке на таких магистралях.
Сам терминал аэропорта пока старый, но по рассказам друзей, рядом построен уже более современный терминал, а сам аэропорт открыл свое небо для любых международных рейсов. А значит, в следующий прилет есть большая вероятность прилететь уже в новый терминал, к которому из Владивостока ведут несколько дорог. Во-первых, это старая трасса Владивосток-Хабаровск, которую расширили до трех полос в каждую сторону. Это значительно ускорило поездку из отеля в аэропорт - в районе десяти часов утра друг домчал меня из центра Владивостока до терминала буквально за 25 минут. Во-вторых, как я понимаю, от Седанки в сторону Тихой тоже построили объездную дорогу в несколько полос. В-третьих, по рассказам, планируется построить мост через залив в сторону полуострова Де Фриза, что должно сократить дорогу еще на пару десятков километров. Ну и наконец, центр города будет связан с новым терминалом скоростным железнодорожным транспортом.
Дороги вокруг Владивостока - не единственное дорожное строительство на юге Приморья. После расширения инфраструктуры порта Восточного, строительства сухого дока во Врангеле и нефтяного терминала в Козьмино в районе этих объектов тоже проброшены дороги. Трассы сделаны на очень хорошем уровне, с неплохим асфальтовым полотном и бетонными водостоками. И чувствуется, делали дороги с запасом, видимо, держа в уме возможность их расширения до нескольких полос в одну сторону. Впрочем, остальные дороги (старые дороги в городах и поселках) оставляют желать лучшего. Выбоин и неровностей, по-моему, сильно прибавилось с момента последнего посещения края. Впрочем, это и понятно - во Владивостоке скоро пройдет форум стран АТЭС; в Козьмино протянута труба, по которой в порт гонят нефть, и по слухам, скоро протянут еще одну, а недалеко от Врангеля построят нефтехимический завод. Это вполне себе веская причина вкладываться в дорожное строительство вокруг этих населенных пунктов. Хоть так.
Видел ли я саму трубу? Нет, не видел. Как я понимаю, она закопана в местные сопки. И только по косвенным признакам - вырубленным лесам, снятой почве, опорам ЛЭП - можно понять, где она проходит. А вот место, где с железнодорожных цистерн сливают нефть и гонят дальше уже по трубам, видел. К нему тоже идет новая асфальтированная дорога с водостоками, резко контрастируя с той грунтовкой, от которой она убегает в сопки.
все фото кликабельны
В самом Владивостоке в центре города никуда не спрятаться от гигантского моста через бухту, который обещают успеть закончить к форуму АТЭС. Мост, и правда, огромный, и еще более огромны краны, которые его возводят. Возможно, он испортит облик города, но уж точно прочно войдет в дорожную сеть города, давно испытывающего транспортные проблемы в районе улицы Светланской и площади Луговой.
И буквально пара слов об отеле, в котором я остановился на обратном пути в Москву. Побывав во многих европейских городах, отдам должное отелю «Аванта», расположенном практически в центре города в районе Гоголевской развязки и Партизанского проспекта, прямо на сопке над зданиями ВГУЭС - университета экономики и сервиса. Совсем, по-видимому, недавно открывшийся отель вполне себе тянет на полноценные три звездочки. Нареканий не было ни к номерам, ни к обслуживанию. Единственный момент, который напряг в отеле - некоторая неразбериха с оформлением и оплатой (как-то странно взяли оплату - при заселении только за один день, при выселении - за второй). Ну и завтраки могли быть разнообразнее, это да. А так - вполне себе заслуживающий повторного посещения отель.
Ну и люди... Приморские друзья и родня всё такие же замечательные, как и годы назад. Только что все друзья уже женатые, и почти все с маленькими детишками - но это совсем не помешало (даже наоборот - дало несколько новых тем) теплому общению.
...самолет «Владавиа» уже давно набрал высоту, и Приморский край остался где-то вдали. До новых встреч, Приморье!