RU-Center отдаст все деньги от аукционов на благотворительность.

Feb 04, 2011 11:00

В интервью «Частному корреспонденту» генеральный директор RU-Center Алексей Лесников объясняет, как RU-Center собирал заявки на домены в зоне .РФ и почему компании пришлось провести аукцион, по поводу которого ведётся разбирательство в ФАС.

- Почему сложилась такая ситуация, что все регистраторы, которые участвовали в освоении домена .РФ, пошли по одному способу, а вы - RU-Center - провели аукционы?
- Всё зависит от количества клиентов, которое есть у регистратора, тех проблем, с которыми регистратор сталкивался в процессе своей работы. Мы занимаемся регистрацией доменов уже 15 лет. У нас 2,5 млн доменов на поддержке, 400 тыс. клиентов, 6 тыс. партнёров в 62 странах мира. На момент запуска открытой регистрации в домене .РФ у нас было 135 тыс. заявок на разные имена. На некоторые домены было несколько сотен претендентов. Аукцион - это прозрачный, легко контролируемый со стороны клиентов рыночный механизм определения одного среди сотен желающих получить одно доменное имя.

RU-Center проводит аукционы уже шесть лет. Тогда мы ввели их вынужденно, потому что образовалось такое явление, как монетизация доменных имён. И все освобождающиеся домены начали регистрировать на себя профессионалы рынка - киберсквоттеры. Они обладают знаниями, техническими средствами (много серверов, дата-центров), а поэтому могут организовать настолько большой поток заявок на регистрацию домена, что обычному клиенту нет возможности пробиться на сайт регистратора.

Схема монетизации домена стандартна. Компания размещает сайт на домене, сайтом пользуются клиенты, чем дольше живёт сайт, тем больше у него читателей. Потом по каким-то причинам домен освобождается, его регистрирует на себя профессионал и начинает зарабатывать деньги, предлагая рекламные ссылки читателям, которые по инерции приходят на сайт по старому адресу. Как только появился этот механизм, стали интересны и освобождающиеся домены.

Особенно активно регистрировали освобождающиеся домены два профессионала. Это Прокудин и Гледенов (Гледенов сейчас создал регистратора ООО «СэйлНэймс»). Другие клиенты начали жаловаться, что не могут зарегистрировать домены. Для предоставления клиентам равных возможностей RU-Center вводил различные технологические ограничения: по скорости, по IP-адресам, по сетям класса С, по количеству заявок с одного IP-адреса, мы увеличили мощность наших серверов. Но поток киберсквоттерских заявок был настолько огромен, что наши серверы ложились, а простые клиенты всё равно не могли пробиться к интерфейсу регистрации. То есть мы опробовали все технологические способы защиты. Они не помогали. И мы поняли, что эту проблему можно решить только организационно, и после этого осознания был запущен аукцион. Проблема была решена, клиенты получили возможность зарегистрировать освобождающийся домен. Была одна жалоба от профессионала Невструева в ФАС. ФАС рассмотрела жалобу, и было дано заключение, что аукцион - это нормальный рыночный механизм. Больше жалоб от клиентов за шесть лет не было. Правила проведения аукционов отработаны детально. Правила, по которым мы провели аукционы по доменам .РФ, полностью совпадают с теми, по которым мы работали в течение последних шести лет, работают чётко и стабильно.

Координационный центр (КЦ) знал, что мы планируем проводить аукционы. И Андрей Колесников в интервью говорил, что это правильно. Я даже расскажу о его позитивном участии в формировании правил нашего аукциона по .РФ. Андрей дал очень ценный совет для внесения в правила пункта о том, чтобы мы могли снимать с аукциона домены для муниципальных органов. Много доменов было снято для городов и различных территориальных образований. То есть мы ему очень благодарны, что он нам помог и мы с помощью аукционов смогли удовлетворить не только владельцев ТЗ, снимая домены с аукционов, но и муниципалитеты.

- Хорошо, но почему у других регистраторов ситуация была иной?
- Ситуация у всех регистраторов была примерно одинаковой. Регистраторы в назначенный ими час начали принимать заявки от своих клиентов. Профессионалы доменного рынка, с их знанием технологии регистрации, автоматическими системами подачи заявок, у всех регистраторов должны оказаться первыми. И если взять статистику регистрации доменов разными регистраторами на конкретных лиц, то это будет сразу видно. Когда на совете КЦ обсуждался доклад комиссии, то я задавал вопрос: «Вы запрашивали статистику регистрации доменов разными регистраторами на себя и других лиц?» Они сказали: «Нет». То есть анализа того, что же произошло реально, нет. А то, что сделал RU-Center публично и открыто, оно на виду.

RU-Center обвиняют за его открытость, за прозрачность механизма, за те действия, которые соответствуют международным нормам запуска новых доменов. Все домены верхнего уровня, которые были запущены в мире последние года два-три, открываются только с аукционами. Эти аукционы проводятся на базе администратора домена. В нашем случае это должен был быть Координационный центр (КЦ).

Изначально в концепции регистрации доменов .РФ был заложен «голландский аукцион» с поэтапным снижением цены, который позволял лицам, которые заинтересованы в развитии проекта, купить домен по завышенной, но заградительной для перекупщиков цене. Перекупщики обычно скупают доменные имена по низким ценам и дальше перепродают.

Вот, например, директор ТЦИ Никерова в своём выступлении на РИФе рассматривала несколько сценариев открытия домена .РФ. И один из них был сразу по стандартным ценам. Она назвала этот сценарий «киберсквоттерским раем». Всегда рассматривался вариант голландского аукциона, защищающего клиента, но потом КЦ от него отказался в пользу «киберсквоттерского рая», при этом не определив чётко правила открытия домена.

Были правила приоритетной регистрации для владельцев товарных знаков, СМИ и прочих владельцев средств индивидуализации. Были правила на период, когда реестр уже открыт и можно было подавать заявки, и кто первый подал, тому и достаётся домен. А правила на момент открытия домена не были определены. В условиях отсутствия централизованных правил открытия домена мы попали в ситуацию, когда, что бы мы ни сделали, были бы виноваты. Аукцион - виноваты. Не стали бы его проводить - при таком огромном количестве клиентов домены ушли бы киберсквоттерам и RU-Center бы обвинили в том, что он отдал все интересные домены киберсквоттерам. Мы выбрали аукцион. Не из-за того, что это деньги, а из-за того, что это открытость. Другие регистраторы не пошли по этому пути, потому что у них свой опыт работы с клиентами, потому что они не сталкивались с теми проблемами, с которыми мы столкнулись ещё шесть лет назад и решили их.

- Мне кажется, от голландского аукциона отказались потому, что всех шокировало, что домены будут стоить то ли 10 млн, то ли 1 млн в первый день открытия…
- Можно было сделать и по-разному. Я, например, писал предложение в совет КЦ запустить в .РФ регистрацию на год по заградительной цене 5 тыс. рублей. На совете КЦ обсуждались суммы и в 10 тыс. рублей, но даже этот вариант был отклонён, так как даже при такой схеме деньги опять оказывались в Координационном центре. Колесников поднял вопрос, что не хочет иметь деньги. «Я боюсь их тратить, меня обвинят в аффилированности, прошу совет рассмотреть вопрос, как их тратить», - говорил он совету.

На одном из советов КЦ в повестку дня был включён вопрос, принимать или нет схему проведения аукционов, рассматривались предложенные документы: некая агентская схема, очень сложная. И совет сказал, что документы не принимает, и поручил проработать Андрею Колесникову другие способы запуска зоны. И он должен был предложить правила запуска зоны, общие для всех регистраторов. Но эти правила не были предложены.

В итоге советом КЦ было принято решение, по которому КЦ на уровне реестра не проводит самостоятельные аукционы. После этого образовался правовой вакуум - не были определены правила, единые для всех именно по открытию домена. КЦ не установил правила и этим делегировал право установления правил открытия самим регистраторам. Они установили разные правила, в соответствии со своим опытом регистрации доменов и с учётом тех проблем, с которыми они сталкивались.

- Как это не были определены правила, ведь технические ограничения (4800 заявок от каждого регистратора в час) - отчасти правила?
- Нет, технические ограничения идут под знаменем «всем регистраторам равные возможности». Это не правила, как принимать заявки, как их обрабатывать и на кого регистрировать домен.

- И вы были единственными, кто провёл аукционы.
- Да. У нас 400 тыс. клиентов. Если смотреть статистику регистраций, то в период приоритетной регистрации мы зарегистрировали 88% доменов. Это говорит о том, что с нами работают те клиенты, которые имеют информационные ресурсы, рассчитанные на долгую жизнь. Такие клиенты сосредоточены в RU-Center. Именно поэтому нам надо было определить очень прозрачные правила распределения доменов. Мы не нишевые регистраторы, мы не регистрируем массово домены под SEO-оптимизацию, фишинг, спам и т.д. У нас домены живут долго. Коэффициент продления доменов превышает 80%. Это много. У других регистраторов он иногда опускается до 30%. Это говорит о том, что они регистрируют домены на один год, потом домены выгорают, то есть трафик у них снижается, под SEO-оптимизацию они уже не подходят, под рассылку спама они тоже не подходят, и их удаляют. У нас всё по-другому, мы работаем для конечного клиента. Именно наша политика направленности на конечного клиента и определила выбор аукциона в качестве инструмента открытия домена .РФ.

- Комиссия обнаружила ещё кучу разных фактов, которые сейчас вам ставятся в вину. В частности, комиссия обнаружила, что есть связь между замминистра Солдатовым, который был представителем государства в КЦ, то есть принимал участие в обсуждении и мог принимать участие в обсуждении, в том числе и на этот пункт, что регистраторы могут самостоятельно решать, делать им аукционы или нет. И, насколько я понимаю, там часть собственности в RU-Center или в аффилированной компании, через которые шла регистрация, - она тоже принадлежит его сестре. Это всё зафиксировано в заключении комиссии. Как вообще сложилось, что у замминистра и у его сестры доля оказалась в вашей компании?
- У Солдатова нет доли в бизнесе, а то, что его сестра Рассолова является учредителем и имеет долю 14% в ЗАО «РСИЦ», - это исторически. Все 10 лет, пока мы работаем, Рассолова является главным бухгалтером нашей организации.

Рынок регистрации доменов очень маленький. Весь интернет вырос изначально из компаний «Релком» и «Демос». Понятное дело, что руководители этих компаний в какой-то мере связаны с большинством из организаций на рынке. Поэтому вопрос не в том, была аффилированность или нет, а было ли влияние или нет.

- Я слышал, что было. Не только от комиссии, но и на предварительных обсуждениях, консультациях, которые я проводил с разными участниками рынка. Такие обвинения звучали. В неформальной обстановке.
- На меня давления не было. Я всегда говорил о том, что аукцион должен проводиться на уровне КЦ. И как руководитель группы, которая готовила концепцию регистрации доменов .РФ (в концепции был прописан голландский аукцион на уровне КЦ), и впоследствии предлагая в течение года установить заградительную цену по 5 тысяч за домен. Всем регистраторам было бы выгоднее, если бы аукцион провёл сам КЦ. Потому что регистраторам просто нужен механизм распределения доменов. Регистратор - это техническая функция. И все регистраторы голосовали за аукцион на уровне КЦ, и я тоже продвигал эту идею. Ни один член совета не может сказать, что я не бился как лев за то, чтобы аукционы были на уровне КЦ. А насчёт того, было ли влияние или нет, то могу однозначно сказать, что на меня влияния не было.

- Я тоже слышал, как разные члены совета, и в том числе председатель совета Якушев, говорили, что у вас была последовательная позиция. Отчасти именно поэтому, насколько я знаю, у того же Якушева двойственное отношение к этой ситуации. То есть, с одной стороны, уходя с поста председателя совета, он мне говорил, что не видит вашей вины в этом, но с другой стороны, по его мнению, это было большое хулиганство со стороны RU-Center - нарушить правила.
- Правила не было нарушены. Например, комиссия ссылается на нарушение п. 3.2 Правил регистрации доменных имён в домене .РФ: «Заявки на регистрацию доменных имён рассматриваются регистратором в течение 3 (трёх) рабочих дней в порядке их поступления». Эти правила не действовали в момент сбора предварительных заявок, реестр был почти два месяца закрыт, и домены нельзя было регистрировать. Аналогично по другим пунктам.

- Сложная ситуация. С одной стороны, были регистраторы, с другой - регулятор, который определяет правила. Комиссия пришла к выводу, что правилам нужны доработки. То есть, может, вы действительно не нарушали правила, но тогда это значит, что в правилах были какие-то лазейки, которыми вы смогли воспользоваться.
- Дело в том, что правил, определяющих момент открытия регистрации, вообще не было. Как раз в том-то и проблема, что после отказа от проведения аукциона на уровне КЦ образовался правовой вакуум, который пришлось заполнять регистраторам самостоятельно.

- Именно это и ставится сейчас в вину Солдатову, что он как представитель государства не смог обеспечить…
- Солдатов не мог этого предвидеть и обеспечить. Это должен был сделать Андрей Колесников как директор КЦ, основной обязанностью которого является подготовка правил. Кстати, Андрей является членом GNSO ICANN с правом голоса, через него проходит вся информация о происходящем в доменном мире, и он обладает информацией, что все домены верхнего уровня последних лет запускались с аукционами. Знает о рекомендациях ICANN, в которых чётко прописано, что рекомендуется открывать зоны с аукционами. Знает о мировом опыте запуска новых доменов. Именно Андрей Колесников, который имел всю информацию, должен был понимать, что если аукцион изымается из схемы запуска домена, то нужно создавать дополнительные правила, заменяющие его. Члены совета рассматривают предложения директора.

- Я понимаю, что у вас сейчас с ним образовалось нечто личного конфликта. Многие люди считают, что у вас с ним есть серьёзные разногласия.
- С Андреем Колесниковым у меня нет конфликтов. Я считаю, что он внёс значительный вклад в создание домена .РФ, особенно в вопросе взаимодействия с ICANN. Запуск домена, тем более на национальном языке, - это большое событие. Всё делалось впервые. Да, были недоработки правил, но в целом домен запущен хорошо.

- Действительно, может быть, так и есть. Но тем не менее против вас ещё возбуждено дело в ФАС, утверждается, что был некий сговор. На рынке фигурирует цифра в 250 млн рублей, которые вы смогли заработать на аукционах. Вы, в отличие от всех регистраторов, получили сверхприбыль на продажах доменов .РФ. И в тех же документах комиссии говорится, что вы использовали несколько юридических лиц для того, чтобы увеличить количество доменов, которое у вас в руках. Как вы это прокомментируете?
- Здесь нет никакого нарушения закона: мы, RU-Center, как клиент обратились к другим регистраторам, заключили обычный стандартный публичный договор. В силу публичности договора регистраторы не имели права отказать нам в заключении договора. Как клиент мы заплатили деньги, подали заявки на регистрацию доменов, и по нашим заявкам были зарегистрированы домены на наше имя для клиентов RU-Center. В настоящее время практически все домены переданы клиентам и используются ими.

- Я понимаю, но почему вы действовали при этом через других регистраторов?
- У нас было 135 тыс. заявок. Квоты, которые установили для всех регистраторов, - это 4800 заявок в час, а это 4800 доменов в час. Мы бы исполняли заказы 20 часов подряд, при этом не могли бы обслуживать новые заказы от наших клиентов

Работа по введению новой географической доменной зоны началась уже давно. В интернете давно уже стало тесновато, кроме того, использование исключительно латинского алфавита для описания доменного пространства было, может быть, оправданно 20 лет назад, но в конце первого десятилетия XXI века выглядит уже устаревшим. В Мировой сети уже слишком много ресурсов, которые заполнены контентом на китайском, корейском, арабском, японском, русском и других языках, не использующих латиницу.
Суета вокруг домена

После открытия реестра у нас был такой поток клиентов с запросами на регистрацию новых доменов, что очередь на регистрацию только росла. То есть мы из-за установленных квот не могли направить все принимаемые заявки в реестр. Когда появлялась техническая возможность направить заявки, то оказывалось, что большая часть доменов уже зарегистрирована через других регистраторов. То есть из-за таких маленьких квот мы теряли примерно 2 тыс. клиентов каждый час! Мы понесли колоссальные потери из-за установленного технологического ограничения, якобы предоставляющего равные возможности, а на самом деле ограничивающего возможности такого регистратора, как мы, - с огромным количеством клиентов.

В домене .РФ сейчас зарегистрировано более 700 тыс. доменов. У нас 400 тыс. клиентов. На нас всего 15 жалоб в ФАС, это очень мало при том количестве желающих получить одно и то же доменное имя. Именно то, что мы провели аукционы, обеспечив прозрачность получения доменов, как раз и объясняет то, что жалоб так мало.

Запуск домена .РФ - это государственное дело. Это было сделано по поручению президента. Поэтому естественно, что все государственные органы рассматривают жалобы очень пристально. ФАС работает по жалобам клиентов. КЦ тоже работает по жалобам клиентов. Но жалоб очень мало. Я считаю, что это, в частности, заслуга RU-Center.

- Как вы видите урегулирование ситуации?
- Я считаю, что тем клиентам, которые добросовестно зарегистрировали домены и указаны у нас сейчас в реестре как владельцы доменов, надо дать возможность получить право администратора с занесением о них информации в основной реестр, не дожидаясь того, как будет завершён срок введения ограничений на смену администратора домена, установленный КЦ.

- Как вы считаете, эта история убьёт RU-Center?
- Нет, ни в коем случае. С нашей стороны нет нарушений ни законодательства, ни правил. Клиенты удовлетворены. Нет жалоб на то, что они много заплатили. Есть жалобы на то, что домен не достался.

- На что вы потратите деньги от аукционов?
- Мы потратим на благотворительные цели. Если нам государство скажет, что их, например, нужно отправить в «Сколково» единым махом, то мы с радостью отправим.

- Мне кажется, у «Сколково» есть деньги…
- Куда скажут, туда и отправим. Если обеспечивать финансирование благотворительных проектов, то надо будет организовывать такую же систему, как делал в своё время фонд Сороса для распределения грантов. Это громаднейший объём работы.

- Вы не рассматривали возможность передачи этих денег в фонд КЦ?
- Я не разговаривал по этому поводу с Андреем Колесниковым, но если КЦ готов их принять, то это прекрасно.

Источник "Частный Корреспондент"

Россия, РФ, деньги, домены

Previous post Next post
Up