Не ходите, девки, замуж за Ивана Кузина...

Jul 09, 2016 20:33



А вы знали, что "С милым рай и в шалаше" и "Во поле береза стояла" - творчество не только не народное, но и не очень русское? Это два стихотворения Нигмата (Николая) Ибрагимова, написанные в начале 19-го века (еще при Пушкине), которые стали песнями. "Не ищи меня богатый, ты не мил моей душе. Что мне что твои палаты? С милым рай и в шалаше." Все время теперь эту песню пою. Еще неполиткорректный для либеральных демократов "Эсминец суровый". А в "Ойся, ойся, ты меня не бойся" "ойся", оказывается, не "люли-люли", а название чеченцев и ингушей. Их так казаки прозвали за то, что в лезгинке те издавали гортанные звуки типа "Хорса". Как-то вот и весь смысл песни поменялся...

***

Это меня пригласили выступить в Кенозерском национальном парке на Фестивале традиционных знаний. В смысле, с маркетингом, а с песнями там другие были. Жила в Рыбацкой избе с литовской фольклорной группой с Куршской косы. Поскольку у них туристический сезон, смогли приехать только 7 женщин и один мужчина. Литовцы привезли с собой кучу всякой еды - я на год с такими чемоданами еду, с какими они на неделю. Вечерами мы ее ели на кухне. Они пели и кое-что мне переводили. В одной из песен задавался вопрос, у кого самая крупная и спелая рожь. Отвечали, что у Яна, значит, пора бы ему жениться. Литовцы хихикали, мне ее переводя. В ответ спела частушку "Не ходите, девки, замуж за Ивана Кузина, у Ивана Кузина большая кукурузина". Альгис, спокойный флегматичный мужчина, расхохотался в голос. А женщины переглянулись и спросили, а как в кукурузном поле можно понять, где та, что Ивану Кузину принадлежит. И мне как-то так неловко стало - вдруг они и про крупную рожь ничего такого в виду не имели. А уточнять еще более неловко. Так и не знаю теперь, хулиганская ли была эта литовская песня или серьезная.

***

Кенозерье - это Архангельская область, между Каргополем и Плесецком, водораздел Атлантического и Северного Ледовитого. Оставленная ледником гряда разделяет два озера, одно из которых принадлежит бассейну Балтийского моря, другое - Белого. Между ними в самом узком месте 8 метров. Вид фантастический. Одно озеро выше другого на 2 метра. Также у них разная вода и береговая линия. Там куча озер, одни тектонические, другие ледниковые. Разница ощущается и в виде, и в воде, и в глубине.



Каргополь.


Кенозерье.



Я, конечно, та еще горожанка. Наступила в лесу случайно на край муравейника, отдернула ногу и сказала вслух муравьям "Извините, пожалуйста". Ходили в лес, я там землянику собирала вдоль тропинки. На следующее утро, пока все были на мастер-классах, снова пошла - и там опять спелая земляника в том же месте. У меня первая мысль, надо же, утром свежую завезли.





Это дом, где мы жили. Рыбацкая изба.



Если пришлют, будет еще с празднования Ивана Купалы - прыжки через костер, спуск горящего колеса с горы в воду, пускание венков по воде и разные хороводы и игрища.

come to my boudoir, Русский Север, i-me-mine

Previous post Next post
Up